профессионального образования и. труда, в индивидуальной практике, жизнедеятельности человека. Вместе с тем, есть особая^ специфика: научного рассмотрения, феномена , мировоззрения: При этом выявляются факторы: и субъективные условия, которые способствуют'реализации глубинной.духовной потребности личности и обществав своём конкретно-историческом мировоззренческом, самоопределении. Оно протекает как на основе обоснованного миропонимания^ и адекватного: мироистолкования человеком действительности, так и за счёт процессов развития гармоничного мироощущения^ целостного мировосприятия и в ходе деятельности людей, преобразующей окружающий мир: 1.2 Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ссуз: Исходя из первой; теоретической,, задачи нашего исследования, прежде всего, рассмотрим, сущность мировоззренческой культуры в свете основных подходов: гуманитарного;знания: к анализу данного понятия и гуманитарного видения: феномена культуры. Термин:«культура» употребляется в европейской историко-философской, литературе со второй половины 18 века. «века Просвещения» в. качестве понятия, которым «схватываются» особенности людского, культурного бытия, в противоположность природному, стихийному бытию.Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» его способностей, разума; и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической; деятельности людей. В-настоящее время понятие «культура» насчитывает несколько сотен определенийи их: структурных содержательных уровней как: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура как уровень 34 |
14 ГЛАВА 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГР1ЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В данной главе на основе сравнительного анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы характеризуются сущность понятия и психологическая структура мировоззренческой культуры личности. Далее делается попытка выявить факторы и социально-психологические механизмы, организационно-педагогические, социально-педагогические и дидактические условия, которые определяют собой процесс становления персональной мировоззренческой культуры в системе профессионального образования будущих специалистов гуманитарного профиля. 1.1. Сущность мировоззренческой культуры личности в социальнофилософской и психолого-педагогической литературе В параграфе уточняется понятие мировоззренческой культуры личности (далее — МКЛ), учитывая его аксиологическое видение в философском, этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании. Затем на этой основе выделяются педагогические условия мировоззренческого развития личности в процессе профессионального обучения в вузе. Исходя из первой, теоретической, задачи нашего исследования, прежде всего рассмотрим сущность культуры в свете основных подходов гуманитарного знания к анализу данного понятия и гуманитарного видения феномена культуры. Термин «культура» употребляется в европейской историкофилософской литературе со второй половины 18 века «века Просвещения» в качестве понятия, которым «схватываются» особенности людского, культурного бытия, в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» — его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей (76.-С.13-14). 15 На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования (185.-С. 151). При этом, в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию общества и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса. Так, представители формационного подхода (В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, М.С. Каган и др.), обосновывая социально-экономические и общественно-исторические закономерности в качестве детерминант личностного и общественного культурного развития, важнейшим его фактором определяют социокультурную деятельность людей. В её условиях как раз и формируется материалистический взгляд человека на мир, складывается отношение личности к историко-культурным ценностям и идеалам общества как ведущим персональным мировоззренческим ориентирам. В результате происходит воспроизводство «общественного» человека — полноправного участника социально-экономических процессов и творца продуктов и способов деятельности, обеспечивающих культурный прогресс общества. При этом в процессах передачи и трансляции приобретённых знаний и практического опыта — «деятельности распредмечивания и общения» (М.С. Каган) осуществляется социокультурное совершенст 22 ховной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека. Вместе с тем, есть особая специфика по-научного рассмотрения феномена мировоззрения. При этом выявляются факторы и субъективные условия, которые способствуют реализации глубинной духовной потребности личности и общества в своём конкретно-историческом мировоззренческом самоопределении. Оно протекает как на основе обоснованного миропонимания и адекватного мироистолкования человеком действительности, так и за счёт процессов развития гармоничного мироощущения, целостного мировосприятия и в ходе деятельности людей, преобразующей окружающий мир. Исходя из этого, обратимся прежде всего к анализу феномена мировоззрения в социально-философской литературе. Так, в современных источниках (Быстрицкий Е.К., Гречаный В.В., Довгаль А.А., Иванов В.П., Самбуров Э.А., Шинкарук В.И.) доказано, что мировоззрение общества выступает ядром общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм — философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др. Мировоззрение отдельной личности является ядром её индивидуального сознания и одновременно формой общественного самосознания. Всё богатство индивидуального мировоззренческого сознания пополняется именно на основе совокупности форм общественного сознания, закрепляющих общезначимые для данного времени и человеческого сообщества нормы и эталоны воззрений на мир, человека и его способы деятельности в мире и соцртуме. По степени глубины знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни. К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому — ли |