практическом характере мировоззренческих знаний и представлений, самостоятельно' выработанных аргументированных взглядах, ценностных убеждениях и принципах личности. Вместе с тем в готовности следовать сформированным мировоззренческим позициям в волевой саморегуляции поведения в обществе и профессиональной сфере, в активно-субъектном выстраивании личностью жизненной стратегии в целом. Одновременно, мировоззренческая культураличности студента характеризует специалиста-профессионала в плане социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности. При этом развитая способность к социальным имежкультурным взаимодействиям,их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста.Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям: деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность социально-ориентированной позиции специалиста. В психолого-педагогической модели социально-ориентированной личности, разработанной проф. В.Ш.Масленниковой, мировоззренческий компонент выступает в интегратором' социального, духовно-нравственного и профессионального опыта и сформированной на основе этого опыта личностной композиции социально-ценностных отношений и отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе [75]. Содержание мировоззренческойнаправленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) и самоотношения специалиста. В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы 43 |
93 чающихся в социальном и профессиональном самоопределении личности, так и общественных целей самореализации специалиста посредством социокультурной деятельности, развёртывающейся в современных реалиях. Всё это создаёт особые педагогические возможности для становления МКЛ в условиях целевой организации преподавателем учебной деятельности, реализующей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов. С одной стороны, система профессионального образования в вузе объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. С другой, — специальная организация в вузе единого образовательного процесса в юношеский период жизнедеятельности направляется на конкретизацию и преобразование ведущих, мировоззренчески значимых мотивов, целей и потребностей у студентов. Для этого требуется педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки ближайшей и дальней жизненной перспективы, на формирование единства в содержании мировоззренческого сознания и деятельностно-поведенческих проявлений личности. Проведённый в разделе 1.1. сравнительный анализ психолого-педагогических исследований позволил установить, что персональная МКЛ в условиях высшего профессионального образования характеризует будущих специалистов с позиций их научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к жизнедеятельности в обществе. Это выявляется в научном, ценностноосмысленном, обобщённо-ориентировочном и действенно-практическом характере мировоззренческих знаний и представлений, самостоятельно выработанных аргументированных взглядах, ценностных убеждениях и принципах личности. Вместе с тем — в персональной готовности следовать сформированным мировоззренческим позициям в волевой саморегуляции поведения в обществе и профессиональной сфере, в активно-субъектном выстраивании личностью жизненной стратегии в целом. 94 Одновременно, МКЛ характеризует специалиста-профессионала в плане персональной социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности. При этом развитая способность к социальным и межкультурным взаимодействиям, их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста. Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность персональной позиции специалиста. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) и самоотношения специалиста. В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и персональная готовность следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень духовно-нравственной зрелости специалиста. Следовательно, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут объективно выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления МКЛ, определять уровень её сформированности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в вузе. Это и позволило нам обосновать стуктурно-психологическую модель посферного становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях социально-психологических проявлений феномена МКЛ (См. Схему 1, С.95). |