Проверяемый текст
Позизейко, Галина Владиславовна; Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе (Диссертация 2002)
[стр. 91]

Выводы по Гглаве Мировоззренческая культура является фундаментальной, универсальной и целостной характеристикой личности.
Фундаментальность
мировоззренческой культуры личности студента выявляется в высокой степени обобщённости, которую содержат мировоззренческие ориентиры гносеологические, ценностно-смысловые, социально-нравственные и др.
в жизнедеятельности личности.
Они обобщают видение окружающей
действительности до уровня «мира в целом», а собственное отношение к ней человека до уровня его мироотношения.
Мировоззренческая культура личности представляет собой систему знаний, взглядов, убеждений личностно-значимых и ценностных норм и правил, способствующая использованию и накоплению социокультурной информации, зранслируемой во все аспекты жизнедеятельности человека на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.
Исходя из этого, становление человека в качестве личности с определённой
мировоззренческой культурой объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы.
Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит.

Проведённый психолого-педагогический анализ позволил установить, что в структурно-психологическом плане мировоззренческой, культуры студента охватывает основные сферы проявлений личности миропонимание, мировосприятие, мироотношение, самоотношение, миропреобразование.
9 1
[стр. 85]

85 вательной деятельности.
Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских спецдисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе.
Однако, нами зафиксирована весьма низкая индивидуально-заинтересованная включённость обучающихся в формы учебной и внеучебной, равно как и самостоятельной познавательно-профессиональной деятельности (поисково-экспедиционной, научно-исследовательской, лекторско-просветительской и др.) в условиях вузовского обучения.
В связи с этим объективно возникает необходимость проектирования и реализации вузовским преподавателем комплекса мировоззренчески развивающих образовательных технологий в процессе изучения студентами профилирующих курсов и дисциплин.
Данные технологии призваны стимулировать активность персональной позиции обучающихся в отношении системного мировоззренческого саморазвития личности на основе ценностно-осмысленного усвоения знаний, выработки мировоззренческих убеждений и принципов, органичного «встраивания» их будущими специалистами в социально направленную и творчески активную профессиональную деятельность.
Выводы по Главе 1 Проведённый теоретический анализ феноменов культуры и мировоззрения в философско-этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании показал следующее.
Мировоззренческая культура является фундаментальной, универсальной и целостной характеристикой личности.
Фундаментальность
МКЛ выявляется в высокой степени обобщённости, которую содержат мировоззренческие ориентиры гносеологические, ценностно-смысловые, социально-нравственные и др.
в жизнедеятельности личности.
Они обобщают видение окру


[стр.,86]

86 жающей действительности до уровня «мира в целом», а собственное отношение к ней человека до уровня его мироотношения.
Универсальность МКЛ проявляется в единстве духовного и практикоориентированного отношения человека к миру.
Иначе в умении применять ценностно-осмысленные знания и представления об окружаюш;ей среде, персонально выработанные убеждения и принципы в практике профессиональной деятельности, при активном включении в общественную жизнь и творческом самоутверждении человека в создании культурных ценностей, в межличностных отношениях с представителями других народов и наций и самоотношении личности.
Целостность МКЛ базируется на универсальности и целостности человеческой деятельности, которая выступает смыслообразующей и практической основой мировоззренческого самоопределения личности в реалиях действительности.
Оно включает в себя гибкое миропонимание, нравственное мироотношение и ответственное миропреобразование в условиях самопознания, самоактуализации и самореализации человека в социуме.
Мировоззренческая культура общества и мировоззренческая культура личности выступают взаимосвязанными феноменами.
Их взаимообусловленность и взаимопроникновение проявляется прежде всего в процессе становления персональной МКЛ в условиях конкретной культуры общества.
В этом плане культура общества выступает базисной социокультурной, духовноценностной и культурно-образовательной средой развития МКЛ.
Данная среда, во-первых, непосредственно питает формирующееся мировоззрение личности и предоставляет возможности для его функционирования в качестве способа духовно-практического освоения человеком мира.
Во-вторых, — создаёт реальные условия для становления персональной МКЛ в системе образования в обществе.
В итоге, МКЛ складывается на основе «авторского прочтения» личностью социокультурных норм и принципов, общественно воспроизводимых и сохраняемых, нравственного проникновения духовно

[стр.,87]

87 культурными ценностями и коренными идеалами своего народа, органичного «встраивания» этих духовных компонентов в содержание собственной творческой и ответственной деятельности человека в социуме.
Объективными факторами становления МКЛ в системе профессионального образования выступают: во-первых, конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества, отразившиеся в содержании его мировоззренческого сознания и кристаллизовавшиеся в объективные социальные требования к функционалу профессиональной деятельности и моральному облику конкретных специалистов.
Во-вторых, духовно-культурное наследие общества: его исторически формировавшиеся социальные нормы, нравственные идеалы и патриотические ценности, взаимосвязанные с общечеловеческой культурой и гуманитарным знанием, с содержанием целевого и организационно-процессуального компонентов практики воспитания и образования личности в социуме, с религией, искусством и литературой, народным художественным творчеством.
В-третьих, мировоззренческое самосознание личности, как система её ценностных установок и ориентации, мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов, направляющих эмоционально-волевую, интеллектуальнотворческую, профессиональную и социальную активность личности в процессах мировоззренческого саморазвития и самоопределения специалиста.
Исходя из этого, становление человека в качестве личности с определённой
МКЛ объективно предстаёт как процесс и результат самоосознания человеком системы мировоззренческих ценностей, существующих в конкретной культуре общества и превратившихся в его персональные ценностно-смысловые ориентиры поведения, деятельности и ведущие жизненные принципы.
Они определяют отношение личности к себе, своей профессии, другим людям и окружающему миру в целом, обусловливают гармоничную жизнедеятельность человека, идентифицированного в культуре общества, к которому он принадлежит.

[Back]