лексема действительность, физическаяреальность, существование порядочность искренность, откровенность стандарт,норма верность,преданность точность(вдеталях) справедливость, честность дереслек + 4444* 4хакыйкать 4+ 4+ 44хаклык -Г + 44— 44турылык — 4+ 4* 4* 44гаделлек — + 4— — — 4чынлык 4— 4“ 4— 4факт 4— — — — — — реальлек + — — — — — — раслык — — — 4— 44аныклык — — — 4— 4 — тогэллек — — — — — 4* — ихласлык — 4+ — — — — намуслылык — + — — — — — ышанычлылык — — — — 4— — хыянэтсезлек — — — — 4— — 2.2 Репрезентация концептуальной модели внутренней истины Внутренняя истина основа любого высказывания. Учёт всего разнообразия проявлений внутренней истины масштабная задача, которая нс ставится в настоящем исследовании. Мы ограничимся лишь некоторыми основными случаями. 1 0 1 |
прилагательного к тому или иному семантическому классу. Оценочные прилагательные, отражающие отношение субъекта оценки к объекту, как правило, удалены от определяемого существительного, в то время как прилагательные, отражающие ингерентные признаки объекта, находятся в непосредственной близости к определяемому существительному. Ср. а Ьеаиббд! 1гие шогЬег. Это может служить ещё одним примером совпадения концептуальных пространств, стоящих за (гие и тогИег в (29). Сказанное, думается, достаточно убедительно свидетельствует о важнейшем свойстве концепта композиционности, которое объясняет сложные и причудливые сочетания и переплетения, образуемые разными концептами. В данном случае языковой материал отражает особое состояние когнитивного уровня — образование трёхчленных и, видимо, нестойких структур с участием концептов истины, нормы и концепта, обозначенного именем класса, определяемым существительным. 2.2. Средства актуализации концептуальной области внутренней истины Внутреняя истина — основа любого высказывания. Учёт всего разнообразия проявлений внутренней истины — масштабная задача, которая не ставится в настоящем исследовании. Мы ограничимся лишь некоторыми основными случаями. Внутренняя истина тесно смыкается с категорией субъективности. В последнее время изменился взгляд на высказывание как на основную единицу речи. Считается, что говорящий субъект “я” имплицитно присутствует вкаждом предложении. Мнение и знание всегда высказывается в рамках концептуальной системы носителя языка, и если оно не является заведомой ложью, то всегда истинно относительно КМ говорящего независимо от того, присутствуют ли в высказывании экспликанты истины или нет. |