современным человеком слое, номинаторы истины соотносятся с указателыю-идентифицирующим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево” одним из центральных и священных понятий языческого мира. Уже в общегерманскую эпоху фиксируется связь концепта истины с религиозной и правовой сферами. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимися уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом, Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Активный слой актуальный для всех носителей включает понимание истины как соответствия действительности и/или сформированному представлению о действительности, а такое представление всегда предполагает категоризацию. В синхронном аспекте в языковой картине мира концепт “Истина” трактуется в терминах ядра и периферии. Ядро концепта составляет внешняя истина, в составе которой можно, в свою очередь, выделить более центральные и более маргинальные элементы, а периферию внутренняя, то есть средства выражения имплицитной истинностной оценки. Проделанный анализ представлений об истине и их отражения в языковой картине мира позволил сделать некоторые выводы относительно моделирования концепта на двух уровнях: концептуальной и языковой картины мира. На концептуальном уровне к ядру относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие реальной действительности, или предметная истина, и научная экспериментальная истина. Вокруг ядра расположена зона истины-соответствия представлению о действительности. Периферийную часть занимает имплицитная истинностная оценка. На языковом уровне центральный сегмент представлен внешней истиной, где собственно ядром являются лексико-фразеологические экспликанты истины, участники синонимического ряда ггшМгие, дорес/двреспек. 142 |
133 это взаимодополняющие стороны единого познавательного процесса осмысления, постоянное взаимодействие ("диалог”) которых обеспечивает поступательное развитие человеческого знания, рост объема стабильных истин. Так, человек первоначально имел дело с водой, идентифицируя её указательно (представление о воде в наивной КМ), и лишь по мере развития научного знания постепенно формулировал знание о её свойствах, химическом составе и т.д. Носителем определённой полноты знания, логической истины являются субъекты профессионально занимающиеся определённым видом деятельности, например, учёные-специалисты. Человеку обычно достаточно предметных, указательных истин. Для специалиста, то есть в научной картине мира, истина цель всей профессиональной деятельности и, естественно, не может быть истиной-ясностью, очевидностью, что и отражает первая группа рассмотренных выше языковых выражений. Вторая группа соотносится с областью предметных, указательных истин и в большей степени с обыденной моделью мира. Проделанный анализ представлений об истине и их отражения в языковой картине мира позволил сделать некоторые выводы относительно моделирования концепта на двух уровнях: концептуальной и языковой картины мира. На концептуальном уровне к ядру относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие реальной действительности, или предметная истина, и научная экспериментальная истина. Вокруг ядра расположена зона истинысоответствия представлению о действительности. Периферийную часть занимает имплицитная истинностная оценка. На языковом уровне центральный сегмент представлен внешней истиной, где собственно ядром являются лексико-фразеологические экпликанты истины, участники синонимического ряда 1ги(И/ (гие. Среднецентральное положение занимают устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. На периферии находятся средства М 171 и уг человеком слое, номинаторы истины соотносятся с указательно* идентифицирующим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево”одним из центральных и священных понятий языческого мира. Уже в общегерманскую эпоху фиксируется связь концепта истины с религиозной и правовой сферами. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимся уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом. Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Активный слой актуальный для всех носителей включает понимание истины как соответствия действительности и/или сформированному представлению о действительности, а такое представление всегда предполагает категоризацию. В синхронном аспекте в языковой картине мира концепт истины трактуется в терминах ядра и периферии. Ядро концепта составляет внешняя истина, в составе которой можно, в свою очередь, выделить более центральные и более маргинальные элементы, а периферию внутренняя, то есть средства выражения имплицитной истинностной оценки. В результате анализа функционирования экспликантов внешней истины в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта. Так, наблюдение за функционированием экспликантов истины в бытовой и мифологической модели мира даёт основание говорить о возможности чувственно-образного уровня объективации концепта, переосмысления истины по антропоцентрической линии. В научной картине мира дефиниция понятия “истина”, полученная в результате анализа словарного толкования, является, как минимум, трёхкомпонентной структурной схемой, из чего следует, что в научной модели мира истина репрезентирована пропозиционально. 4Н Г* Активный слой актуальный для всех носителей включает понимание истины как соответствия действительности и/или сформированному представлению о действительности, а такое представление всегда предполагает категоризаци ю. В синхронном аспекте в языковой картине мира концепт истины трактуется как полевая структура. Ядро концепта составляет внешняя истина, в составе которой можно, в свою очередь, выделить более центральные и более маргинальные элементы, а периферию внутренняя, то есть средства выражения имплицитной истинностной оценки. Различие между внешней и внутренней истиной связано с участием/неучастием в экспликации концепта лексических единиц, определяемых в словарях через 1гие и его производные номинаторов, или экспликантов истины. Внутренняя истина — рамочная, градуируемая категория, которая включает в реестр своих средств категоричность, графически маркированное цитирование, косвенную речь. Наименее чётким проявлением внутренней истины можно считать модусную, комментативную часть высказывания, а наиболее чётким — семантику предложений с предикатами пропозициональной установки. Как выяснилось в ходе исследования, нефактивные глаголы в зависимости от прагматических факторов, в частности от коммуникативной цели высказывания, также могут нести истинностные характеристики. Внутренняя “истина” актуализируется как в монологической, так и диалогической коммуникации. При этом значения “истинно-ложно” совпадают с системой оценок “освящено” ”не освящено” коммуникативным авторитетом субъекта. Учитывая изменения концептуального пространства внутренней истины в диалоге, можно определить диалог как конструктивный, если оно становится более обширным, или деструктивный, если область внутренней истины 176 |