Среднецентральное положение занимают устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. На периферии находятся средства выражения внутренней истины. Полученные результаты можно отразить в схеме 1 (см. приложение 1). Наконец, во второй главе рассмотрены и “надъязыковые” речения (фразеологизмы, паремии, “крылатые слова”), а также нормативные словосочетания в рамках модели сочетаемости английского (гШк и татарского дереслек, так или иначе связанные с выражением, определением и выявлением сущности истины. В результате анализа функционирования устойчивых речений в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта в виде концептуальных метафор ‘Истина человек, живое существо’, ‘Истина дерево’, ‘Истина физическая сущность’, ‘Истина яд, горькое лекарство’, ‘Истина неизбежность’, ‘Истина положение в пространстве’. В английском и татарском языках выявляются такие прототипические признаки концепта “Истина”, как стойкость по отношению к воздействиям извне, “живучесть”, повышенная прочность, непоколебимость. Эти признаки не связаны с возрастом истины и носят неослабевающий характер. Человек относится к истине как к возделываемой культуре, несмотря на это, проявления истины кратковременны. Истине также сопутствуют обстоятельства, при которых есть сильный соблазн её скрыть, она может быть неприятна и даже опасна, но рано или поздно становится известной, потому что её невозможно долго скрывать. В английском и татарском языках мы также находим высказывания, в которых истина представлена как очевидная, лежащая на поверхности. Существуют паремии, которые представляют истину как нечто досягаемое. Наши знания о мире позволяют нам заключить, что истина находится на поверхности, выше любой толщи противоречивых мнений. Можно сделать вывод, что истина досягаема для человека, она возвышается над противоречивыми мнениями и таким образом открыта для восприятия. 143 |
Истина как концепт-прототип существует в виде инварианта истины каждой частной модели мира. Так, в религиозной модели прототипической истиной будет Бог и Его Слово. В бытовой модели выявляются такие прототипические признаки, как стойкость по отношению к воздействиям извне, “живучесть”, повышенная прочность, непоколебимость. Эти признаки не связаны с возрастом истины и носят неослабевающий характер. Человек относится к истине как к возделываемой культуре, несмотря на это, проявления истины кратковременны. В бытовой модели истина также может иметь вид фрейма. Фрейм организован вокруг концепта и содержит не только типическую, но потенциально возможную информацию, ассоциированную с ядром, например, истине сопутствуют обстоятельства, при которых есть сильный соблазн её скрыть, она может быть неприятна и даже опасна, но рано или поздно становится известной, потому что её невозможно долго скрывать. чй 4* П \ сужается. Критерий “истинный” в диалоге применим не только по отношению к репрезентативам/ассертивам, но и таким классам речевых актов, которые в логике рассматриваются вне оппозиции “истинно ложно”, например, директивам и комиссивам. Наилучшим способом исследования концепта остаётся изучение лексических номинаторов, то есть внешней истины. Внешняя истина неоднородна по составу. Центральное положение занимают элементы синонимического ряда /ги1к и их словообразовательные корреляты, прилагательные и наречия. На периферии находятся устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. Конституенты ядра внешней истины представляют собой пять концептуальных пространств: действительность, представление о действительности, норма, искренность, верность. Возможность актуализации экспликантами истины других концептов, например, нормы, прототипических признаков концептов, обозначенных именем класса, свидетельствует о важнейшем свойстве концепта его композиционности. В результате анализа функционирования экспликантов внешней истины в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта. Так, наблюдение за функционированием экспликантов истины в бытовой и мифологической модели мира даёт основание говорить о возможности чувственно-образного уровня объективации концепта, переосмысления истины по антропоцентрической линии. В научной картине мира дефиниция понятия “истина”, полученная в результате анализа словарного толкования, является, как минимум, трёхкомпонентной структурной схемой, из чего следует, что в научной модели мира истина репрезентирована пропозиционально. Истина как концепт-прототип существует в виде инварианта истины каждой частной модели мира. Так, в религиозной модели прототипической истиной будет Бог и Его Слово. В бытовой модели выявляются такие 177 прототипические признаки, как стойкость по отношению к воздействиям извне, “живучесть”, повышенная прочность, непоколебимость. Эти признаки не связаны с возрастом истины и носят неослабевающий характер. Человек относится к истине как к возделываемой культуре, несмотря на это, проявления истины кратковременны. В бытовой модели истина также может иметь вид фрейма. Фрейм организован вокруг концепта и содержит не только типическую, но потенциально возможную информацию, ассоциированную с ядром, например, истине сопутствуют обстоятельства, при которых есть сильный соблазн её скрыть, она может быть неприятна и даже опасна, но рано или поздно становится известной, потому что её невозможно долго скрывать. |