Заключение В проведённом исследовании рассмотрены некоторые характеристики фрагмента концептуальной картины мира, концепта “Истина”. Обращение к концепту невозможно без уточнения содержания терминов, образующих так называемую когнитивную парадигму. Термин “когнитивный” используется в значении “относящийся к познанию, структурам хранения и представления знаний в сознании индивида”. Такое содержание термина подчёркивает связь ментальных и языковых процессов в речесмыслопорождении. Речемыслительный процесс есть манифестация лишь одной из когнитивных способностей человека, ибо мышление и речь объёмно не равны друг другу: первое включает второе. Однако замечательное свойство языка состоит в том, что он способен в своих формах эксплицировать ту часть мыслительной деятельности человека, которая скрыта от непосредственного наблюдения, и о природе которой можно судить лишь косвенно, опираясь на анализ одного из важнейших продуктов этой деятельности, каковым является язык. Концептуальная система, или картина мира, которая определяется в настоящей работе как исходный, глобальный образ мира, отражённый и сотворенный сознанием, складывается на эмпирической основе из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной, обыденной и др. Условиями её становления является истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира. В сознании человека картина мира представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины. Концептуальная картина мира возникает в мысли, сознании, а затем частично объективируется в языковые знаки, образуя языковую картину мира. Сказанное позволяет сделать важное обобщение. Изучение структур знания может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептуальных моделей. В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом 174 |
77ж -Ч Выводы по главе Проблема переработки человеческим сознанием поступающей из окружающего мира огромным потоком информации одна из центральных в современной науке. Исследования естественного языка приняло вид особой программы для анализа процессов познания. Возможность реконструкции представления о мире на основе языковых факторов в достаточной мере признана в современном языкознании. Учёные сходятся во мнении, что на эмпирической основе конструируется концептуальная система, картина мира, складывающаяся из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной и т.д. Условиями её становления является истинность, истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира и не вызывает дополнительных проблем гносеологического характера. Когнитивные структуры недоступны для непосредственного наблюдения и исследования и характеризуются только через опосредованное проявление, в частности, путём семантического анализа лексической системы. В сознании человека картина мира обычно представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины. Та часть картины мира, которая возникает первоначально в мысли, в духе, а затем частично объективируется в знаки (в том числе языковые), является наиболее устойчивой. Основные структуры знания, связанные с человеческой деятельностью, реализуются с помощью организующих их моделей, и таким образом устанавливается связь между когнитивными и языковыми структурами знания. Изучение когнитивных структур может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептов, концептуальных моделей. В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом концептуальном уровне сознания, единицы 173 и Т> •гЗаключение В проведённом исследовании рассмотрены некоторые характеристики фрагмента концептуальной картины мира, концепта истины. Обращение к концепту невозможно без уточнения содержания терминов, образующих так называемую когнитивную парадигму. Термин “когнитивный” используется в значении “относящийся к познанию, структурам хранения и представления знаний в сознании индивида”. Такое содержание термина подчёркивает связь ментальных и языковых процессов в речесмыслопорождении. Речемыслительный процесс есть манифестация лишь одной из когнитивных способностей человека, ибо мышление и речь объёмно не равны друг другу: первое включает второе. Однако замечательное свойство языка состоит в том, что он способен в своих формах эксплицировать ту часть мыслительной деятельности человека, которая скрыта от непосредственного наблюдения, и о природе которой можно судить лишь косвенно, опираясь на анализ одного из важнейших продуктов этой деятельности, каковым является язык. Концептуальная система, или картина мира, которая определяется в настоящей работе как исходный, глобальный образ мира, отражённый и сотворённый сознанием, складывается на эмпирической основе из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной, обыденной и др. Условиями её становления является истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира. В сознании человека картина мира представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины. Концептуальная картина мира возникает в мысли, сознании, а затем частично объективируется в языковые знаки, образуя языковую картину мира. Сказанное позволяет сделать важное обобщение. Изучение структур знания может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептуальных моделей. В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом |