поэтому исследование концепта истины и реализующих его слов необходимо вести с учётом особенностей соответствующей частной модели мира. Концепт “Истина” играет важную роль в системе и языка, и культуры, поэтому изучение данного концепта способствует выявлению национальнокультурных особенностей определенного народа. Концепт истины имеет нежёсткую организацию. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма. В самом глубоком слое прослеживается связь концепта “Истина” с религиозной и правовой сферами, номинаторы истины соотносятся с указательно-идентифицируюшим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево” одним из центральных и священных понятий языческого мира. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимся уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом, Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Активный слой актуальный для всех носителей включает понимание истины как соответствия действительности и/или 176 |
<4 Ментальная репрезентация истины не ограничивается одной формой, что связано с особенностями обработки информации мозгом и коммуникативными потребностями. Поэтому в разных ситуациях информация об истине может представать то в форме понятия, то прототипа или фрейма. Концепт истины единица структурированного знания имеет нежёсткую организацию. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма, во многом не осознаваемая носителями языка. Следует, однако, говорить о диахронической включённости семантических моделей исторического бытования слова в его современное значение. К основным слоям концепта относится, кроме того, пассивный и активный слой. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие-нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. Синхронное описание языковой картины мира (формальных языковых средств выражения фрагмента концептуальной КМ) выявляет центральную и периферийную зоны концепта. Из множества лексических единиц английского языка, которые могут составлять вербализованное ядро концепта, есть смысл выделить 1гие, 1гшк, п§к(, цените, геа1, ас1иа1 и некоторые другие как наиболее частотные и служащие опорой для определения остальных слов, так как они в некоторых случаях толкуются по принципу терминологического круга одно через другое. 79 171 и уг человеком слое, номинаторы истины соотносятся с указательно* идентифицирующим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево”одним из центральных и священных понятий языческого мира. Уже в общегерманскую эпоху фиксируется связь концепта истины с религиозной и правовой сферами. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимся уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом. Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Активный слой актуальный для всех носителей включает понимание истины как соответствия действительности и/или сформированному представлению о действительности, а такое представление всегда предполагает категоризацию. В синхронном аспекте в языковой картине мира концепт истины трактуется в терминах ядра и периферии. Ядро концепта составляет внешняя истина, в составе которой можно, в свою очередь, выделить более центральные и более маргинальные элементы, а периферию внутренняя, то есть средства выражения имплицитной истинностной оценки. В результате анализа функционирования экспликантов внешней истины в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта. Так, наблюдение за функционированием экспликантов истины в бытовой и мифологической модели мира даёт основание говорить о возможности чувственно-образного уровня объективации концепта, переосмысления истины по антропоцентрической линии. В научной картине мира дефиниция понятия “истина”, полученная в результате анализа словарного толкования, является, как минимум, трёхкомпонентной структурной схемой, из чего следует, что в научной модели мира истина репрезентирована пропозиционально. 175* * Т? 'Г" Центральным гносеологическим концептом картины мира человека, её фундаментом можно считать истину. Истина это экспериенциальный кластер, поэтому исследование концепта истины и реализующих его слов необходимо вести с учётом особенностей соответствующей частной модели мира. Базисные модели кластера "истина” включают следующие подкатегории: религиозная (христианская) модель, научная модель, обыденная (бытовая) модель. Концепт истины имеет нежёсткую организацию. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый * отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма. В самом глубоком, слое прослеживается связь концепта истина с религиозной и правовой сферами, номинаторы истины соотносятся с указательно-идентифицирующим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево”одним из центральных и священных понятий языческого мира. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимся уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом, Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Т» |