речевых актов, которые в логике рассматриваются вне оппозиции “истинно ложно”, например, директивам и комиссивам. Наилучшим способом исследования концепта остаётся изучение лексических номинаторов, то есть внешней истины. Внешняя истина неоднородна по составу. Центральное положение занимают элементы синонимического ряда (гшк в английском языке и дереслек в татарском языке, а также их словообразовательные корреляты, прилагательные и наречия. На периферии находятся устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. Конституснты ядра внешней истины в английском языке представляют собой пять концептуальных пространств: действительность, представление о действительности, норма, искренность, верность. В татарском языке конституенты ядра экспликантов внешней истины и семантическая доминанта {дереслек, дорес) представляют семь концептуальных пространств: действительность, справедливость, искренность, точность, порядочность, норма, верность. Внутри каждого пространства можно выявить более центральные и более периферийные элементы. Некоторые единицы могут принадлежать двум, трём, или более исследованным концептуальным пространствам' одновременно. Именно такие единицы находятся в областях пересечения групп внутри концептуальных пространств, а также последних между собой. Концептуальные пространства, представляющие ядро экспликантов внешней истины в английском и татарском языках пересекаются, но в татарском языке есть ещё два оттенка значения истины, которые передаются через понятия точность (твгэллек) и порядочность (намуслылык). Это обусловлено спецификой данного языка, огромным разнообразием способов выражения истины и отражает культуру и самобытность народа. В результате анализа функционирования устойчивых речений в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта. В английском и татарском языках выявляются такие прототипические признаки концепта “Истина”, как “стойкость” по отношению к воздействиям 178 |
102% 49 Р концепт истины), среднецентральные (все ЛСВ кроме одного, двух для семантических структур с количеством ЛСВ больше трёх), периферийные (только один ЛСВ объективирует данный концепт для семантических структур с количеством ЛСВ больше двух) в упомянутых четырёх группах значений. 1) Истина-действительность центральные: 1ги1Ь, Гас*, ас*иаН*у; среднецентральные: геаНгу, ех15*епсе; периферийные: Ьеш§ 2) Истина-представление о действительности центральные: *ги*Ь,уепГу; среднецентральные: уегас1*у, аи&еппсйу, ^епитепезз, геаШу; периферийные: ехасШезз, соггестезз, уепзМИШбе; 3) Истина-искренность центральные: $тсеп*у, йШЬ; среднецентральные: Ьопез*у, сапбоиг, йапкпезз; периферийные: ^епишепезз, уегас1*у; 4) Истина-норма центральные: п&Ьшезз, соггесШезз, *ги*Ь; среднецентральные: ехасШезз, ргес1зюп, ассигасу, ^епишепезз; периферийные: ги1е Подведём краткие итоги. Итак, конституенты ядра экспликантов внешней истины и семантическая доминанта (1ги1к, 1гиё) представляют пять концептуальных пространств: искренность, норма, верность, действительность, представление о действительности. Внутри каждого пространства можно выявить более центральные и более периферийные элементы. Некоторые единицы могут принадлежать двум, трём, или более исследованным концептуальным пространствам одновременно. Именно такие единицы находятся в областях пересечения групп внутри концептуальных Анализ средств выражения внутренней истины показывает также, что концепт “истина” актуализируется как в монологической, так и диалогической коммуникации. При этом значения “истинно ложно” совпадают с системой оценок “освящено” “не освящено” коммуникативным авторитетом субъекта. Учитывая изменения концептуального пространства внутренней истины в диалоге, можно определить диалог как конструктивный, если оно (пространство) становится более обширным, или деструктивный, если область внутренней истины сужается. Критерий “истинный” в диалоге применим не только по отношению к репрезентативам/ассертивам, но и таким классам речевых актов, которые в логике рассматриваются вне оппозиции “истинно ложно”, например, директивам и комиссивам. Наилучшим способом исследования концепта остаётся изучение лексических номинаторов, то есть внешней истины. При отборе элементов концептуальной модели выясняется, что значение истины актуализируется как в сфере имён, так и в сфере предикатов. Однако, модель ядра концепта “истина” строится при опоре в основном на именные лексические единицы, вследствие многоаспектности семантики глагола. Внешняя истина неоднородна по составу. Центральное положение занимают элементы синонимического ряда 1ги1к и их словообразовательные корреляты, прилагательные и наречия. На периферии находятся устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. Конституенты ядра внешней истины представляют собой пять концептуальных пространств: действительность, представление о действительности, норма, искренность, верность. Возможность актуализации экспликантами истины других концептов, например, нормы, прототипических признаков концептов, обозначенных именем класса, свидетельствует о важнейшем свойстве концепта его композиционности. В диахроническом аспекте структура концепта “истина” представлена тремя основными “слоями”. В самом глубоком, не осознаваемом современным чй 4* П \ сужается. Критерий “истинный” в диалоге применим не только по отношению к репрезентативам/ассертивам, но и таким классам речевых актов, которые в логике рассматриваются вне оппозиции “истинно ложно”, например, директивам и комиссивам. Наилучшим способом исследования концепта остаётся изучение лексических номинаторов, то есть внешней истины. Внешняя истина неоднородна по составу. Центральное положение занимают элементы синонимического ряда /ги1к и их словообразовательные корреляты, прилагательные и наречия. На периферии находятся устойчивые выражения со скрытым смыслом и глаголы. Конституенты ядра внешней истины представляют собой пять концептуальных пространств: действительность, представление о действительности, норма, искренность, верность. Возможность актуализации экспликантами истины других концептов, например, нормы, прототипических признаков концептов, обозначенных именем класса, свидетельствует о важнейшем свойстве концепта его композиционности. В результате анализа функционирования экспликантов внешней истины в разных моделях мира, был сделан вывод о возможных репрезентациях концепта. Так, наблюдение за функционированием экспликантов истины в бытовой и мифологической модели мира даёт основание говорить о возможности чувственно-образного уровня объективации концепта, переосмысления истины по антропоцентрической линии. В научной картине мира дефиниция понятия “истина”, полученная в результате анализа словарного толкования, является, как минимум, трёхкомпонентной структурной схемой, из чего следует, что в научной модели мира истина репрезентирована пропозиционально. Истина как концепт-прототип существует в виде инварианта истины каждой частной модели мира. Так, в религиозной модели прототипической истиной будет Бог и Его Слово. В бытовой модели выявляются такие 177 |