Проверяемый текст
Гостева Жанна Евгеньевна. Средства выражения концепта "истина" в английском языке (Диссертация 2005)
[стр. 19]

И.М.Кобозева, Е.С.Кубрякова, Е.В.Рахилина, Ю.С.Степанов, И.А.Стернин, В.Н.Телия и др.
исследователи.
Особую роль для развития отечественной когнитивной лингвистики сыграла работа Ю.С.Степанова «Константы: словарь русской культуры» (1997).
Это первый опыт систематизации ценностей русской культуры, которые заложены в концептах, константах культуры.
Обобщающим трудом стал вышедший под редакцией Е.С.Кубряковой «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), в котором собраны и систематизированы ключевые понятия общей когнитологии и когнитивной лингвистики.
Когнитивная лингвистика занимается широким кругом проблем: проблемами методологии, когнитивными аспектами лексики и грамматики, номинации и словообразования, концептуализацией, природой концепта и т.д.
Основные категории когнитивной лингвистики это картина мира, категоризация, концептуализация, концепт.
1.
2 Трактовка понятий картина мира, модель мира в лингвистике В результате взаимодействия человека с миром складываются его представления о мире, формируется некоторая модель мира, которая в философско-лингвистической литературе именуется “картиной мира”.
Картина мира одно из фундаментальных понятий, описывающих человеческое бытие.
Понятия “картина мира”, “образ мира”, “модель мира” давно утвердились в научной литературе, подробно разрабатываются и широко используются.
Данной проблеме посвящены работы Г.А.Брутян, Ю.Н.Караулова, Г.В.Колшанского, Н.Г.Комлева, Е.С.Кубряковой, М.В.Никитина, Р.И.Павилениса, В.И.Постоваловой, Б.А.Серебренникова, А.А.Уфимцевой и других, однако трактовка соотносимых терминов неоднозначна.
Одни исследователи (В.Б.Касевич, А.Я.Гуревич) не разграничивают варианты термина картина/образ/модель в широком понимании, включая в
19
[стр. 13]

Глава 1.
Концепт “истина” в языковой картине мира 1.1.
Трактовка понятий картина мира, модель мира в
современной научной литературе Понятия “картина мира”, “образ мира”, “модель мира” давно утвердились в научной литературе, подробно разрабатываются и широко используются.
Данной проблеме посвящены работы Г.А.Брутян, Ю.Н.Караулова, Г.В.Колшанского, Н.Г.Комлева, Е.С.Кубряковой, М.В.Никитина, Р.И.Павилениса, В.И.Постоваловой, Б.А.Серебренникова, А.А.Уфимцевой и других, однако трактовка соотносимых терминов неоднозначна.
Одни исследователи (В.Б.Касевич, А.Я.Гуревич) не разграничивают варианты термина картина/образ/модель в широком понимании, включая в
эту категорию и “продукты стихийного и бессознательного отражения объектов действительности” (Касевич, 1996:77), что делает различие между терминами трудноопределимым.
Другие отмечают, что на смену “картине мира” приходит “модель”, "интегральное знание”, “матрица” (Караулов, 1976; Соколовская, 1993; Шафиков, 1998); или предлагают развести понятия модели мира, или культурной модели, и языковой картины мира.
В термине “модель” усматривается связь с более абстрактными сущностями — классификационной сеткой, грамматикой мира.
“Картина” видится более образной и конкретной (Никитина, 1999:4).
Сомнения по поводу однозначности термина картина мира (далее КМ) высказываются и вследствие внутренне присущей ему образности, в силу которой термин должен указывать на зеркальность отражения скорее внешних, чем внутренних свойств мира, хотя общепризнанно, что КМ — это всегда субъективная интерпретация.
“...Буквализм, то есть зеркальное отражение противоречит основному принципу кодирования, принятому в модели мира, то есть отходу от прямой передачи смысла к окольным путям, к шифровке, к

[Back]