Проверяемый текст
Гостева Жанна Евгеньевна. Средства выражения концепта "истина" в английском языке (Диссертация 2005)
[стр. 22]

Понятие картина мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире.
Если мир это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира “результат переработки информации о среде и человеке” (Цивьян, 1990: 5) в его взаимодействии опять же с человеком.
Человек не склонен замечать те явления и вещи, которые находятся вне его представлений о мире.
Явления и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа.
По мнению А.Н.Леонтьева, существует особое “пятое квазиизмерение”, в котором представлена человеку окружающая его действительность: “Это “смысловое поле”, система значений” (Леонтьев, 1983: 54).
Тогда картина мира это система образов.
М.Хайдеггер писал, что при слове “картина” мы думаем прежде всего об отображении чего-либо, “картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина” (Хайдеггер, 1993: 45).
В настоящем исследовании под картиной мира понимается, вслед за В.И.Постоваловой, концептуальное образование, исходный глобальный образ мира, выражающий существенные свойства мира в понимании человека в результате его комплексной деятельности, его духовного и чувственного опыта (Постовалова, 1988: 21), образ мира, как отражённого, так и сотворённого сознанием.
В настоящей работе этот термин применим как по отношению к рационально-логическому, так и фидейному, и фантазийно-игровому мышлению (Никитин, 2003: 143).
Однако в рассуждениях о картине мира
необходимо отметить, идёт ли речь о картине, сообразующейся с действительным миром, или о “полётах фантазии и ментальных играх, свободных ...
от оков непреложного мира”
(Никитин, 2003: 143).
Понимание картины мира как “субъективного образа объективного мира” предполагает, что можно говорить о наличии в сознании людей такого 22
[стр. 14]

символике — к бриколажу — таким образом придаётся статус знаковости миру в целом и каждому его элементу” (Цивьян, 1990: 39; см.
также Чейф, 1983: 3637).1 Существует немало определений КМ, каждое из которых зависит от научной школы, разрабатывающей данное понятие и от того, какой дифференцирующий признак положен в основу этого понятия.
Своим происхождением термин обязан трудам М.Планка, который описывал картину мира в понимании физическом.
В психологии КМ в целом понимается как сознание и его структура (Леонтьев, 1975).
В лингвистике существуют разные подходы к исследованию КМ.
Исследователями-лингвистами были установлены такие характеристики КМ, как системность, упорядоченность (Кубрякова, 1988, Топоров, 1982 и др.), интуитивность представлений (Руднев, 1997), детализованность (Яковлева, 1994), многоуровневость, операционный характер (Топоров, 1982), стабильность (Цивьян, 1990).
В настоящем исследовании под картиной мира понимается, вслед за В.И.Постоваловой, концептуальное образование, исходный глобальный образ мира, выражающий существенные свойства мира в понимании человека в результате его комплексной деятельности, его духовного и чувственного опыта (Постовалова, 1988: 21), образ мира, как отражённого, так и сотворённого сознанием.
В настоящей работе этот термин применим как по отношению к рационально-логическому, так и фидейному, и фантазийно-игровому мышлению (Никитин, 2003:143).
Однако в рассуждениях о картине мира
1 По мнению Н.В.Барпиной, термин “картина мира”, точнее, автор говорит о понятии “языковая картина мира", не учитывает стратегии дискурса.
Включение их в общую систему представления лингвоментальности дает озможность перейти от “картин мира" к “фильмам мира”, придав жизненность лингвистическим выводам (Бардина 2001:86).


[стр.,15]

14 Л» необходимо отмечать, идёт ли речь о картине, сообразующейся с действительным миром, или о “полётах фантазии и ментальных играх, свободных ...
от оков непреложного мира”
(там же).
Понимание КМ как “субъективного образа объективного мира” предполагает, что можно говорить о наличии в сознании людей такого количества КМ, сколько контактирующих с миром наблюдателей мы имеем в виду.
Эволюция картины мира у одного и того же индивида в разные периоды его жизни позволяет предполагать существование множественных КМ как суммы неопределённого количества ”синхронных срезов”.
“Характеристики модели мира на практике оборачиваются правилами, регламентирующими жизнь человека “ (Цивьян, 1990:12).
Признавая, что правила не могут выполняться в полном объеме, Т.В.Цивьян уподобляет эту ситуацию взаимодействию между нормативной грамматикой и живой речью (там же).
В КМ взаимодействуют общечеловеческое, национальное и индивидуальное.
Все составляющие человеческого сознания — познавательный, нравственный и эстетический компоненты, каждому из которых соответствует специализированная отрасль духовного производства: наука, мораль/право и искусство, принимают участие в формировании целостного образа мира, то есть единой КМ.
В то же время в каждой сфере сознания — религии, науке, мифологии — существуют свои особые средства восприятия.
Результатом такого мировосприятия являются соответствующие частные модели мира — религиозная, научная, мифологическая.
С точки зрения Л.В.Даниленко, основные типы КМ связаны с шестью компонентами духовной культуры — религией, наукой, искусством, нравственностью, политикой и языком.
В итоге автор рассматривает шесть базовых моделей — религиозная (мифологическая), научная, художественная, нравственная, политическая и языковая (Даниленко, 1997:31).
Под языковой, по-видимому, имеется в виду наивная, народная КМ, поскольку все картины мира эксплицируются с помощью языка.
Языковая КМ покрывает во многом все сферы человеческого знания.
Более того, как

[Back]