соблюдения правил логики, нс упрощенной организацией, а качественно иной семантической структурой. Для обыденного мышления значение имеет закон прецедента, стереотипные реакции в типовых проблемных ситуациях, основанные на практическом опыте, а не законы логики (Лурия, 1985). Отсюда в современных теориях познания широкое распространение получили понятия схем, сценариев, фреймов, прототипов. Нерегулярное использование законов формальной логики может быть базой обыденной когнитивной деятельности, а стратегия “от общего к частному” без обязательной декомпозиции на элементы, признаки. Так, в (Ш^егег & ЗсЬппс!, 1996) по результатам экспериментов делается вывод о двухстуиенчатости процессов восприятия объектов. Сначала появляется общее впечатление от объекта. Лишь в дальнейшем по мере необходимости и при определённых условиях возникают предпосылки для расчленения целостного образа на элементы с установлением связей между ними. По словам Н.И.Жинкипа, “узнаётся вся вещь как часть континуума, который в опыте учтён раньше, чем его признаки” (Жинкин, 1982: 124). Признаки могут не осознаваться, но, тем не менее, воспринимаются и выступают как релевантные для смыслоразличеиия. Они спаяны в единый образ, представляющий собой эмоциональное впечатление от увиденного или услышанного, которое опережает собственное узнавание. В этом проявляется недискурсивность обыденного мышления. 1.2.1 Соотношение концептуальной и языковой картин мира Есть все основания считать, что человеческое мышление осуществляется как в знаковых, так и незнаковых формах, и любая картина мира существует в этих основных формах. Картина мира, существующая в концептуальной форме, может быть переведена в знаковую, по типу экспликации знаковые картины мира делят на языковые и неязыковые. Неязыковые средства используют главным образом в невербальных видах искусства: живописи, музыке и т.п. Язык объективирует и репрезентирует 27 |
верования, убеждения прошлого оказываются глубоко утвердившимися в языковом сознании современного человека. Остатки архаической мифологической модели обнаруживаются в современной языковой картине мира во внутренней форме слов, соединяющей, например, “душу” и “дыхание” (Никитина, 1999: 8). Мифологическое — особый недискурсивный, синтетический тип мышления — противопоставляется обычно научному не по принципу соблюдения правил логики, не упрощенной организацией, а качественно иной семантической структурой. Для обыденного мышления значение имеет закон прецедента, стереотипные реакции в типовых проблемных ситуациях, основанные на практическом опыте, а не законы логики (Лурия, 1985). Отсюда в современных теориях познания широкое распространение получили понятия схем, сценариев, фреймов, прототипов. Не регулярное использование законов формальной логики может быть базой обыденной когнитивной деятельности, а стратегия “от общего к частному” без обязательной декомпозиции на элементы, признаки. Так, в (11п§егег & 8сЬпнс1, 1996) по результатам экспериментов делается вывод о двухступенчатости процессов восприятия объектов. Сначала появляется общее впечатление от объекта. Лишь в дальнейшем по мере необходимости и при определенных условиях возникают предпосылки для расчленения целостного образа на элементы с установлением связей между ними. По словам Н.И.Жинкина, “узнаётся вся вещь как часть континуума, который в опыте учтен раньше, чем его признаки” (Жинкин, 1982: 124). Признаки могут не осознаваться, но, тем не менее, воспринимаются и выступают как релевантные для смыслоразличения. Они спаяны в единый образ, представляющий собой эмоциональное впечатление от увиденного или услышанного, которое опережает собственное узнавание. В этом проявляется недискурсивиость обыденного мышления. 1.1.1. Концептуальная и языковая картина мира Есть все основания считать, что человеческое мышление осуществляется как в знаковых, так и незнаковых формах, и любая КМ существует в этих основных формах. КМ, существующая в концептуальной форме, может быть переведена в знаковую. По типу экспликации знаковые КМ делят на языковые и неязыковые. Неязыковые средства используют главным образом в невербальных видах искусства: живописи, музыке и т.п. Язык объективирует и репрезентирует концептуальную КМ в речевых построениях. Среди механизмов вербализации результатов познания называются следующие: 1. номинативные единицы — вербализация через семантическую структуру языковой единицы, которая именует соответствующую сущность, объект, качество, процесс; 2. грамматические структуры — через совокупность грамматических категорий; 3. словообразовательные модели — через словообразовательную семантику соответствующих единиц; 4. семантическая избирательность единиц и их сочетаемостные потенции; 5. синтаксическая семантика предложений как номинативных единиц определённого фрагмента действительности; 6. текст как совокупность всех возможных способов вербализации действительности (Гришаева, 1999: 67). Попутно отметим, что названные черты свойственны также и механизмам вербализации концептов, и, что особенно информативно и интересно сопоставить языковые средства, вербализующие концепты, занимающие ядерное положение в концептуальной КМ, например, концепт “истина”. В когнитивной лингвистике возможны два различных подхода к анализу когнитивных структур на основе языковых данных: |