\ которую они обслуживают. Конечно, национальной науки нет, однако есть вполне конкретные лексические единицы, “дальнейшее значение” которых образует содержательную основу этических, психологических, логических и религиозных терминов “духовных ценностей”, которые, безусловно, могут быть этнокультурно отмеченными как в границах одного языка, так и в границах межъязыковой научной парадигмы стиля мышления (Степанов, 2001: 28-32; Скидан, 1997: 37-38). 1.4 Истина в исследованиях философов, логиков, лингвистов Анализ процессов познания и отражения действительности в виде знания о ней всегда занимал центральное место в гносеологии, логике, психологии, философии. Процесс познания, как известно, совершается от догадок, предположений, гипотез к установлению всё более глубокого, точного, истинного знания. Концепт истины как критерия знания и цели познания централен и фундаментален без преувеличения для всех областей знания, для всех моделей мира, в том числе обыденного сознания, являясь регулятором взаимодействия человека с действительностью и другими людьми. Во всех языках концепт истины зафиксирован в слове или группе слов, которыми “истина “говорит” в повседневной речи и в художественных текстах, в Священном Писании и в языке науки” (Арутюнова, 1995: 3). Поэтому представление концепта истины невозможно без указания на способ явления истины языковой. Изначально предмет исследования философов и логиков, в последнее время истина привлекает всё большее внимание языковедов по вышеупомянутой причине: истину проявляет естественный язык. Если есть необходимость очертить обобщённые контуры концепта истины, неизбежен выход из сферы лингвистики в философию, где, как полагает В.А.Лукин, существуют две возможности определения истины, за которыми стоят весьма солидные философские традиции: I) то, что соответствует действительности (определение истины через соответствие); 2) 52 |
о концепте в языковой КМ может выноситься только на основании его словесной объективации. 4. В структуре концепта выделяются активный слой, пассивный слой и его этимология, а также понятийный, образный и ценностный компоненты. 5. Концепт часть КМ несёт отпечатки той социокультурной системы, в рамках которой он сформировался. 1.4. Истина в исследованиях философов, логиков, лингвистов Анализ процессов познания и отражения действительности в виде знания о ней всегда занимал центральное место в гносеологии, логике, психологии, философии. Процесс познания, как известно, совершается от догадок, предположений, гипотез к установлению всё более глубокого, точного, истинного знания. Концепт истины как критерия знания и цели познания централен и фундаментален без преувеличения для всех областей знания, для всех моделей мира, в том числе обыденного сознания, являясь регулятором взаимодействия человека с действительностью и другими людьми. Во всех языках концепт истины зафиксирован в слове или группе слов, которыми “истина “говорит” в повседневной речи и в художественных текстах, в Священном Писании и в языке науки” (Арутюнова, 1995: 3). Поэтому представление концепта истины невозможно без указания на способ явления истины языковой. Изначально предмет исследования философов и логиков, в последнее время истина привлекает всё большее внимание языковедов по вышеупомянутой причине: истину проявляет естественный язык. Если есть необходимость очертить обобщённые контуры концепта истины, неизбежен выход из сферы лингвистики в философию, где, как полагает В.А.Лукин, существуют две возможности определения истины, за которыми стоят весьма солидные философские традиции: 1. то, что соответствует действительности (определение истины через соответствие); 2. |