раз. “Истинно”, “правильно” значит “хорошо” —► “обязательно”, хотя может быть и наоборот: “\Уе’уе бопе 1ке п&к1 загс! Еои. “Еусп 1кс рпез1 каб Ю а^гее \У11к 1ка1, сопз1бепп& ком з1гоп&1у \уе Гек а§атз1 кеерш§ 1ке скПб”. “Ок, Не за!<1 к у/аз а §ооб 1Ып§?” “N0, по1 а %оос11кш&. 1п Гас* Ье за1б 11 июи1б кауе Ьееп а %оо<11Ып§ 1Г \уе сои1б кауе кер1 1ке ЬаЬу. Ви1 ГаШп§ 1ка1 \уе 616 1ке п%Ы 1кт§.” ($рагк, 1976:150). В религиозной модели мира истина это то, что “локализуется” скорее в сердце, чем разуме. “Тка1 1Г уои сопГезз шкк уоиг шои1к 1ке Богб 1е$и$ апб ЬеНеуе т уоиг ИеаП 1ка1 Ооб каз га1зеб Нкп Ггот 1ке беаб уои \уШ Ье зауеб” (Котапз, 10:9). Другое дело рациональная истина (научная, юридическая). В научном (юридическом) контексте истину открывает человек. Она соотносится с “другим миром”, миром законов и фактов, который есть создание разума человека. Рациональная истина объект знания, она должна быть доказана. Концепция, по которой научная истина устанавливается путём эмпирической проверки её фактов верификационизм получила широкое распространение в связи с ранней формой аналитической философии логическим позитивизмом. Истинность или ложность научной теории может быть подкреплена или опровергнута в том случае, если все утверждения свести к высказываниям о чувственных данных, или “протокольным высказываниям”, которые можно подвергнуть эмпирической проверке. “Наука делает предсказания, которые опыт проверяет. Ее существенной функцией является предсказание... Когда предсказание подтверждено, цель науки достигнута: радость познания есть радость верификации” (Шлик, 1993: 45). Френсис Бэкон провозгласил, что истина приходится дочерью времени, отсюда следует вывод, что основывается истина, прежде всего, на опыте целостной системе знаний всех предшествующих поколений людей и рациональной оценке этих знаний. 65 |
В другом аспекте отношений между Божественным миром и человеческим язык, которым “говорит” истина, подобен языку права. Бог трактуется как источник оценочных предписаний. Заповеди и основные моральные предписания были даны Богом в прямом обращении к людям мира, во-первых, к Моисею, а через него и ко всем остальным. В библейской системе определяющим является прямое обращение Бога к людям в форме повелений и запретов, то есть в лингвистической форме перформативов. Иногда формулировки этических заповедей могут быть и не прямыми, то есть выражаются описательно. Например, вместо “Не убий” можно сказать “Ты не должен убивать” или “Человек не должен убивать” или “Убивать это грех” (Степанов, 1998: 741). При такой интерпретации истина входит в оппозицию добродетель (истина) грех и соприкасается с деонтической логикой, изучающей нормативные высказывания и связанные с ними понятия — обязательно, запрещено, разрешено, безразлично. Сходство структур с предикатами “истинно” и “обязательно” отмечалось не раз. “Истинно”, “правильно” значит “хорошо” —> “обязательно”, хотя может быть и наоборот: (3) “\Уе’уе (Зопе !Ье п^Ы !Ы倫, заМ Ьои. “Еуеп !Ье рпез! Ьаб !о а^гее \укЬ 1Ьа1, сопз1с1епп§ Ьо\у з!гоп§1у \уе Гек а^ашз! кеершд !Ье сЫШ”. “ОЬ, Ье заМ к ^уаз а ^оок !Ып§?” “N0, по! а %оо(1!Ып§. 1п Гас! Ье за1б к \УоиЫ Ьауе Ьееп а %оос/ !Ып§ 1Г ^е соиШ Ьауе кер! !Ье ЪаЬу. Ви! ГаШп& !Ьа! ск<1 !Ье п%Ы 1Ып§.” (Брагк, 1976:150) В религиозной модели мира истина — это то, что “локализуется” скорее в сердце, чем разуме. “ТЬа! 1Г уои сопГезз \уЦЬ уоиг шои!Ь !Ье Ьогё Дезиз апк ЬеНеуе т уоиг кеаг1 1Ьа! Сое! Ьаз газек Нкп Ггош !Ье кеак уои \уШ Ье зауесГ (Яошапз, 10:9). Другое дело рациональная истина (научная, юридическая). В научном (юридическом) контексте истину открывает человек. Она соотносится с “другим миром”, миром законов и фактов, который есть создание разума 70 -V человека. Рациональная истина объект знания, она должна быть доказана. Концепция, по которой научная истина устанавливается путём эмпирической проверки её фактов верификационизм получила широкое распространение в связи с ранней формой аналитической философии логическим позитивизмом. Истинность или ложность научной теории может быть подкреплена или опровергнута в том случае, если все утверждения свести к высказываниям о чувственных данных, или “протокольным высказываниям”, которые можно подвергнуть эмпирической проверке. “Наука делает предсказания, которые опыт проверяет. Её существенной функцией является предсказание... Когда предсказание подтверждено, цель науки достигнута: радость познания есть радость верификации” (Шлик, 1993:45). Ф.Бэкон провозгласил, что истина приходится дочерью времени, отсюда следует вывод, что основывается истина, прежде всего, на опыте целостной системе знаний всех предшествующих поколений людей и рациональной оценке этих знаний. В отдельных случаях понятие факта рассматривается в научной картине мира как синоним истины, некоторого события, имевшего место в своё время, зафиксированного как реальный, конкретный результат, так как в своей основе факт детерминируется материальной действительностью. Соответствие фактам одно из существенных требований научной теории. В подобном случае факты выступают как вехи или знаки ориентации учёного при оценке степени истинности и возможности классификации знания, которым он располагает. В отличие от религиозной модели, где истина тесно сплетается с ценностными установками, в научной картине мира проблема взаимосвязи истины и ценностей стоит довольно остро. Ранее всего разрабатывался тот её аспект, который касался разведения истины и ценностей. Идеалом познавательных результатов здесь видели такое знание, которое исключало пристрастия, оценки, потребности субъекта и представляло объект “самим по себе” (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза). Однако этот идеал никогда не был достигнут. Следует иметь в виду и точку зрения о том, что в научной картине 71 |