эмпирическую теорию истины. Во-первых, авторы отмечают значимость этого понятия, которое способствует выживанию и позволяет человеку выполнить свои функции в мире, так как люди основываются в своих действиях, как физических, так и социальных, на том, что считают истинным. Во-вторых, эмпирический подход Дж.Лакоффа и М.Джонсона имеет лишь некоторые общие элементы с корреспондентской и когерентной теорией. Центральным для этого подхода является анализ процесса понимания ситуации. Суть эмпирического подхода состоит в том, что именно потому, что мы понимаем ситуации в терминах нашей концептуальной системы, используя эту концептуальную систему, мы можем понимать утверждения как истинные, то есть как соответствующие или не соответствующие нашему представлению о ситуации. “Истина о действительности, но она ей не тождественна” (Арутюнова, 1991: 2$). Овладение очевидными истинами (о теле, о людях, с которыми взаимодействуем, о том, что можно есть, а что есть не следует и т.д.) требует понимания мира, которое представлено в терминах категорий, возникших из нашего опыта. Категоризация является естественным способом отождествления вида объекта или опыта при помощи высвечивания одних свойств, преуменьшения других и сокрытия третьих. Концентрируя внимание на одних свойствах, человек отвлекается от других. Изменение угла зрения даёт возможность высвечивать те или иные свойства. Поскольку понимание всегда частично, у человека нет доступа ко “всей истине” или точному представлению о реальности. Следовательно, за пределами значения каждого истинного утверждения всегда остаётся то, что замалчивается. Дж.Лакофф и М.Джонсон приходят к выводу, что истина зависит от категоризации в четырёх аспектах: 1) утверждение истинно только относительно некоторого его понимания; 2) понимание всегда предполагает категоризацию; 3) истинность всегда связана со свойствами, которые высвечиваются использованными в утверждении категориями. Эти свойства не являются внутренне присущими свойствами вещей, а только их интерактивными свойствами (свойствами, которые могут описываться только в терминах взаимодействия человека с 68 |
теории (соЬегепсе 1Ьеогу), истинность или ложность пропозиции устанавливается на основе других пропозиций; истинным можно признать лишь то, что вписывается в имеющуюся уже систему положений, принятых за истинные. Мы можем соотносить пропозицию только с другими пропозициями. В наивной картине мира, по словам А.И.Мигунова, человек воспринимает как истинное не то, что истинно, а то, что правдоподобно. А правдоподобно то, что он понимает, что непротиворечиво с его точки зрения, что не выходит за пределы его понимания, его мировоззрения, его картины мира. Потому ложь часто вытесняет истину, побеждает её, поскольку в отличие от истины правдоподобна, то есть соответствует индивидуальным критериям приемлемости (Мигунов, 2001: 79). Рассуждая о природе практической истины, Дж.Лакофф и М.Джонсон (1987), как представляется, сближаются с позицией А.И.Мигунова, предлагая эмпирическую теорию истины. Во-первых, авторы отмечают значимость этого понятия, которое способствует выживанию и позволяет человеку выполнить свои функции в мире, так как люди основываются в своих действиях, как физических, так и социальных, на том, что считают истинным. Во-вторых, эмпирический подход Дж.Лакоффа и М.Джонсона имеет лишь некоторые общие элементы с корреспондентской и когерентной теорией. Центральным для этого подхода является анализ процесса понимания ситуации. Суть эмпирического подхода состоит в том, что именно потому, что мы понимаем ситуации в терминах нашей концептуальной системы, используя эту концептуальную систему, мы можем понимать утверждения как истинные, то есть как соответствующие или не соответствующие нашему представлению о ситуации. “Истина — о действительности, но она ей не тождественна” (Арутюнова, 1991: 25). Овладение очевидными истинами (о теле, о людях, с которыми взаимодействуем, о том, что можно есть, а что есть не следует и т.д.) требует понимания мира, которое представлено в терминах категорий. возникших из нашего опыта. Категоризация является естественным способом отождествления вида объекта или опыта при помощи высвечивания одних свойств, преуменьшения других и сокрытия третьих. Концентрируя внимание на одних свойствах, человек отвлекается от других. Изменение угла зрения даёт возможность высвечивать те или иные свойства. Поскольку понимание всегда частично, у человека нет доступа ко “всей истине” или точному представлению о реальности. Следовательно, за пределами значения каждого истинного утверждения всегда остаётся то, что замалчивается. Дж.Лакофф и М.Джонсон приходят к выводу, что истина зависит от категоризации в четырёх аспектах: 1. утверждение истинно только относительно некоторого его понимания; 2. понимание всегда предполагает категоризацию; 3. истинность всегда связана со свойствами, которые высвечиваются использованными в утверждении категориями. Эти свойства не являются внутренне присущими свойствами вещей, а только их интерактивными свойствами (свойствами, которые могут описываться только в терминах взаимодействия человека с вещами); 4. категории не застывшие и однородные образования и могут быть приспособлены к контексту в соответствии с определённой целью. Такой взгляд на истину не нов, он включает центральные идеи феноменологической традициии и ключевые элементы поздней философии Л.Витгенштейна: представление о категоризации как о семейном сходстве (Лакофф, Джонсон, 1987: 126-170). “Дело не обстоит так, чтобы люди в определённых вопросах знали истину с полной достоверностью. Полная достоверность относится только к их точке зрения” (Витгенштейн цит. по Грязнов, 1984: 148). Концепт истины структурируется как глобальная когнитивная категория, организующая определённую область словаря. Именно такие категории называются суперконцептами. Он представляет собой семантический потенциал единиц языка до их реализации в речи, который получает то сжатое, то развёрнутое представление в разных языковых единицах. Концепт истины обобщает значения всех слов определённого смыслового пространства и |