Проверяемый текст
Гостева Жанна Евгеньевна. Средства выражения концепта "истина" в английском языке (Диссертация 2005)
[стр. 69]

вещами); 4) категории не застывшие и однородные образования и могут быть приспособлены к контексту в соответствии с определённой целью.
Такой взгляд на истину не нов, он включает центральные идеи феноменологической традиции и
ключевые элементы поздней философии Л.Витгенштейна: представление о категоризации как о семейном сходстве (Лакофф, Джонсон, 1987: 126-170).
“Дело не обстоит так, чтобы люди’в
определённых вопросах знали истину с полной достоверностью.
Полная достоверность относится только к их точке зрения” (Витгенштейн цит.
по Грязнов, 1984: 148).
Концепт истины структурируется как глобальная когнитивная категория, организующая определённую область словаря.
Именно такие категории называются суперконцептами.
Он представляет собой семантический потенциал единиц языка до их реализации в речи, который получает то сжатое, то развёрнутое представление в разных языковых единицах.
Концепт истины обобщает значения всех слов определённого смыслового пространства и
выступает в качестве семантической категории наиболее высокой степени абстракции.
Истина определяется через предикат “соответствовать”.
Это инвариант её проявлений.
Структуру концепта “Истина” можно представить в двух плоскостях, соотносимых с синхроническим и диахроническим подходами.
С точки зрения синхронии, концепт описывается в терминах ядра и периферии.
Диахроническое рассмотрение связано с описанием основных “слоёв” концепта: этимологии, пассивного и активного слоя.
К ядру концепта относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, истина-ясность, предметная истина.
Сюда же следует отнести истину научную/частнонаучную, причём, видимо, истина в точных науках (экспериментальная истина) будет занимать более центральное положение.
К ядерной части примыкает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое, как уже отмечалось, может быть объективно не вполне истинно, но не выходит за пределы единой
69
[стр. 75]

возникших из нашего опыта.
Категоризация является естественным способом отождествления вида объекта или опыта при помощи высвечивания одних свойств, преуменьшения других и сокрытия третьих.
Концентрируя внимание на одних свойствах, человек отвлекается от других.
Изменение угла зрения даёт возможность высвечивать те или иные свойства.
Поскольку понимание всегда частично, у человека нет доступа ко “всей истине” или точному представлению о реальности.
Следовательно, за пределами значения каждого истинного утверждения всегда остаётся то, что замалчивается.
Дж.Лакофф и М.Джонсон приходят к выводу, что истина зависит от категоризации в четырёх аспектах: 1.
утверждение истинно только относительно некоторого его понимания; 2.
понимание всегда предполагает категоризацию; 3.
истинность всегда связана со свойствами, которые высвечиваются использованными в утверждении категориями.
Эти свойства не являются внутренне присущими свойствами вещей, а только их интерактивными свойствами (свойствами, которые могут описываться только в терминах взаимодействия человека с вещами); 4.
категории не застывшие и однородные образования и могут быть приспособлены к контексту в соответствии с определённой целью.
Такой взгляд на истину не нов, он включает центральные идеи феноменологической традициии
и ключевые элементы поздней философии Л.Витгенштейна: представление о категоризации как о семейном сходстве (Лакофф, Джонсон, 1987: 126-170).
“Дело не обстоит так, чтобы люди
в определённых вопросах знали истину с полной достоверностью.
Полная достоверность относится только к их точке зрения” (Витгенштейн цит.
по Грязнов, 1984: 148).
Концепт истины структурируется как глобальная когнитивная категория, организующая определённую область словаря.
Именно такие категории называются суперконцептами.
Он представляет собой семантический потенциал единиц языка до их реализации в речи, который получает то сжатое, то развёрнутое представление в разных языковых единицах.
Концепт истины обобщает значения всех слов определённого смыслового пространства и


[стр.,76]

выступает в качестве семантической категории наиболее высокой степени абстракции.
Истина определяется через предикат “соответствовать”.
Это инвариант её проявлений.
Структуру концепта “истина” можно представить в двух плоскостях, соотносимых с синхроническим и диахроническим подходами.
С точки зрения синхронии, концепт описывается в терминах ядра и периферии.
Диахроническое рассмотрение связано с описанием основных “слоёв” концепта: этимологии, пассивного и активного слоя.
К ядру концепта относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, истина-ясность, предметная истина.
Сюда же следует отнести истину научную/частнонаучную, причём, видимо, истина в точных науках (экспериментальная истина) будет занимать более центральное положение.
К ядерной части примыкает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое, как уже отмечалось, может быть объективно не вполне истинно, но не выходит за пределы единой
КМ человека.
Здесь идёт речь об истине в разных моделях мира, составляющих единойКМ~.
Своеобразиеже.
концепта, “истина” в.
том,, что она.
вездесуща^ эксплицитно или имплицитно присутствует в каждом акте сознания в виде истинностной оценки.
Имплицитная истинностная оценка составляет периферию структуры концепта.
Двигаясь от периферии к ядру, было бы правильно обратиться к средствам выражения истинностной оценки.
Разработке этого аспекта было отведено много внимания на страницах лингвистической литературы разных лет.
Успехи лингвистики в изучениии данной категории связаны с формированием логикосемантического направления в языкознании, исследующего содержательную сторону речевой деятельности.
В рамках этого направления истинностная оценка рассматривается как одна из составляющих выделяемой в

[стр.,80]

<4 Ментальная репрезентация истины не ограничивается одной формой, что связано с особенностями обработки информации мозгом и коммуникативными потребностями.
Поэтому в разных ситуациях информация об истине может представать то в форме понятия, то прототипа или фрейма.
Концепт истины единица структурированного знания имеет нежёсткую организацию.
С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма, во многом не осознаваемая носителями языка.
Следует, однако, говорить о диахронической включённости семантических моделей исторического бытования слова в его современное значение.
К основным слоям концепта относится, кроме того, пассивный и активный слой.
Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина.
Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие-нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно.
На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка.
Синхронное описание языковой картины мира (формальных языковых средств выражения фрагмента концептуальной КМ) выявляет центральную и периферийную зоны концепта.
Из множества лексических единиц английского языка, которые могут составлять вербализованное ядро концепта, есть смысл выделить 1гие, 1гшк, п§к(, цените, геа1, ас1иа1 и некоторые другие как наиболее частотные и служащие опорой для определения остальных слов, так как они в некоторых случаях толкуются по принципу терминологического круга одно через другое.
79

[Back]