картины мира человека. Здесь идёт речь об истине в разных моделях мира, составляющих единой картины мира. Своеобразие же концепта “Истина” в том, что она вездесуща, эксплицитно или имплицитно присутствует в каждом акте сознания в виде истинностной оценки. Имплицитная истинностная оценка составляет периферию структуры концепта. Двигаясь от периферии к ядру, было бы правильно обратиться к средствам выражения истинностной оценки. Разработке этого аспекта было отведено много внимания на страницах лингвистической литературы разных лет. Успехи лингвистики в изучении данной категории связаны с формированием логико-семантического направления в языкознании, исследующего содержательную сторону речевой деятельности. В рамках этого направления истинностная оценка рассматривается как одна из составляющих выделяемой в высказывании пропозициональной установки (Виноградов, 1975; Золотова, 1982; Мещанинов, 1978; Свинцов, 1987 и др.). Исследование истинностной оценки проводилось и на материале английского языка (Новосельцева, 1997; Хромова, 1999). Содержание центральной части концепта истины распределено на множество значений лексических единиц английского и татарского языков. Но, прежде всего, это (пик, (те, дорес, дореслек, хакыйкать, а также те, которые, по данным словарей, содержат значение данных слов в качестве основных компонентов своих значений. Каким бы полным ни был этот список, имеет смысл начинать с лексем 1гие, (пик в английском языке и дорес, дореслек в татарском языке, так как это самый частый идентификатор, через который и получают определения все остальные слова. Таким образом, концепт истины, экспериенциальный кластер, своими многочисленными ракурсами естественно включается в разные модели мира, в совокупности проявлений оставаясь базой для целостного образа мира единой картины мира. Единая картина мира укладывается в рамки так называемой абсолютной истины. 70 |
выступает в качестве семантической категории наиболее высокой степени абстракции. Истина определяется через предикат “соответствовать”. Это инвариант её проявлений. Структуру концепта “истина” можно представить в двух плоскостях, соотносимых с синхроническим и диахроническим подходами. С точки зрения синхронии, концепт описывается в терминах ядра и периферии. Диахроническое рассмотрение связано с описанием основных “слоёв” концепта: этимологии, пассивного и активного слоя. К ядру концепта относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, истина-ясность, предметная истина. Сюда же следует отнести истину научную/частнонаучную, причём, видимо, истина в точных науках (экспериментальная истина) будет занимать более центральное положение. К ядерной части примыкает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое, как уже отмечалось, может быть объективно не вполне истинно, но не выходит за пределы единой КМ человека. Здесь идёт речь об истине в разных моделях мира, составляющих единойКМ~. Своеобразиеже. концепта, “истина” в. том,, что она. вездесуща^ эксплицитно или имплицитно присутствует в каждом акте сознания в виде истинностной оценки. Имплицитная истинностная оценка составляет периферию структуры концепта. Двигаясь от периферии к ядру, было бы правильно обратиться к средствам выражения истинностной оценки. Разработке этого аспекта было отведено много внимания на страницах лингвистической литературы разных лет. Успехи лингвистики в изучениии данной категории связаны с формированием логикосемантического направления в языкознании, исследующего содержательную сторону речевой деятельности. В рамках этого направления истинностная оценка рассматривается как одна из составляющих выделяемой в высказывании пропозициональной установки (Виноградов, 1975; Золотова, 1982; Мещанинов, 1978; Свинцов, 1987 и др.). Исследование истинностной оценки проводилось и на материале английского языка (Новосельцева, 1997; Хромова, 1999). Содержание центральной части концепта истины распределено на множество значений лексических единиц английского языка. Но, прежде всего, это (ги(к, (гие, а также те, которые, по данным словарей, содержат значение данных слов в качестве основных компонентов своих значений. Каким бы полным ни был этот список, имеет смысл начинать с лексем (гие, (ги(к, так как это самый частый идентификатор, через который и получают определения все остальные слова. Таким образом, концепт истины, экспериенциальный кластер, своими многочисленными ракурсами естественно включается в разные модели мира, в совокупности проявлений оставаясь базой для целостного образа мира единой КМ. Единая КМ укладывается в рамки так называемой абсолютной истины. Концепт истины может иметь разные ментальные репрезентации: представление, понятие, прототип, когнитивный и прагматический фрейм и т.д. отчасти по причине модулярности сознания и возможности дублирования в разных формах информации при обработке, отчасти вследствие своей глобальности и “всюду-присутствия”. Многообразные ментальные разновидности концепта истины находят “выход” в речи через широкий спектр вербализаций, хотя представляется, что концептуальные репрезентации разнообразнее, чем их языковая реализация. Здесь мы исходим из признания, что ментальная деятельность богаче и ярче, чем речевая. Всё существующее языковое многообразие является лишь приблизительным отражением хранящихся в памяти и отражённых в сознании образов и образных систем. |