Проверяемый текст
Гостева Жанна Евгеньевна. Средства выражения концепта "истина" в английском языке (Диссертация 2005)
[стр. 72]

Выводы по главе Проблема переработки человеческим сознанием поступающей из окружающего мира огромным потоком информации одна из центральных в современной науке.
Исследования естественного языка приняло вид особой программы для анализа процессов познания.
Возможность реконструкции представления о мире на основе языковых факторов в достаточной мере признана в современном языкознании.
Учёные сходятся во мнении, что на эмпирической основе конструируется концептуальная система, картина мира, складывающаяся из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной и т.д.
Условиями её становления является истинность, истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира и не вызывает дополнительных проблем гносеологического характера.
Когнитивные структуры недоступны для непосредственного наблюдения и исследования и характеризуются только через опосредованное проявление, в частности, путём семантического анализа лексической системы.
В сознании человека картина мира обычно представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины.
Та часть картины мира, которая возникает первоначально в мысли, в духе, а затем частично объективируется в знаки (в том числе языковые), является наиболее устойчивой.
Основные структуры знания, связанные с человеческой деятельностью, реализуются с помощью организующих их
#* моделей, и таким образом устанавливается связь между когнитивными и языковыми структурами знания.
Изучение когнитивных структур может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептов, концептуальных моделей.
В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом
концептуальном уровне сознания, единицы
и структуры которого обусловлены языком как формой, и приоритет отдаётся анализу протяжённых синонимических рядов и 72 1
[стр. 78]

77ж -Ч Выводы по главе Проблема переработки человеческим сознанием поступающей из окружающего мира огромным потоком информации одна из центральных в современной науке.
Исследования естественного языка приняло вид особой программы для анализа процессов познания.
Возможность реконструкции представления о мире на основе языковых факторов в достаточной мере признана в современном языкознании.
Учёные сходятся во мнении, что на эмпирической основе конструируется концептуальная система, картина мира, складывающаяся из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной и т.д.
Условиями её становления является истинность, истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира и не вызывает дополнительных проблем гносеологического характера.
Когнитивные структуры недоступны для непосредственного наблюдения и исследования и характеризуются только через опосредованное проявление, в частности, путём семантического анализа лексической системы.
В сознании человека картина мира обычно представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины.
Та часть картины мира, которая возникает первоначально в мысли, в духе, а затем частично объективируется в знаки (в том числе языковые), является наиболее устойчивой.
Основные структуры знания, связанные с человеческой деятельностью, реализуются с помощью организующих их
моделей, и таким образом устанавливается связь между когнитивными и языковыми структурами знания.
Изучение когнитивных структур может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептов, концептуальных моделей.
В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом концептуальном уровне сознания, единицы


[стр.,79]

и структура которого обусловлены языком как формой, и приоритет отдаётся анализу протяжённых синонимических рядов и объёмных тематических групп.
Во втором на концептуальной КМ, то есть представлениях о некоторой когнитивной структуре, реализуемых речевыми произведениями, текстами, пропозициональными связями, а также на тех представлениях, которые закреплены в виде языковых знаков разных уровней, особенно тех, которые объективируют события, поскольку окружающий мир, отражённый в концептуальной картине мира, это мир событий, а не изолированных и самодостаточных вещей.
Нам кажется целесообразным различать эти два ракурса при изучении концепта “истина” Концепты выступают в качестве единиц ментальной информации, о характере которой, в частности, позволяет судить язык.
Концепты обладают определённым содержанием, отличным от содержания понятия, синтезирующим лексикографическую и энциклопедическую информацию; содержанием, в котором сливались бы денотация и коннотация, ближайшее и дальнейшее значения слов его выражающих, знания о мире и познающем его субъекте.
Изменчивая природа концепта даёт основания использовать понятие “эволюция концепта”.
Центральным гносеологическим концептом картины мира человека, её фундаментом можно считать истину.
Философское переосмысление понятия “истина” показывает, что оно предельно нечётко.
Учёные-философы так и не смогли прийти к единому мнению в части определения истины.
Представляется, что наиболее удачное обсуждение концепта истины и реализующих его слов возможно в пределах соответствующей частной модели мира по причине кластерного характера данной категории.
Базисные модели кластера ”истина” в английском языке включают следующие подкатегории: религиозная (христианская) модель, научная модель, обыденная (бытовая) модель.


[стр.,174]

173 и Т> •гЗаключение В проведённом исследовании рассмотрены некоторые характеристики фрагмента концептуальной картины мира, концепта истины.
Обращение к концепту невозможно без уточнения содержания терминов, образующих так называемую когнитивную парадигму.
Термин “когнитивный” используется в значении “относящийся к познанию, структурам хранения и представления знаний в сознании индивида”.
Такое содержание термина подчёркивает связь ментальных и языковых процессов в речесмыслопорождении.
Речемыслительный процесс есть манифестация лишь одной из когнитивных способностей человека, ибо мышление и речь объёмно не равны друг другу: первое включает второе.
Однако замечательное свойство языка состоит в том, что он способен в своих формах эксплицировать ту часть мыслительной деятельности человека, которая скрыта от непосредственного наблюдения, и о природе которой можно судить лишь косвенно, опираясь на анализ одного из важнейших продуктов этой деятельности, каковым является язык.
Концептуальная система, или картина мира, которая определяется в настоящей работе как исходный, глобальный образ мира, отражённый и сотворённый сознанием, складывается на эмпирической основе из пересекающихся частных моделей: религиозной, научной, художественной, обыденной и др.
Условиями её становления является истина в широком понимании: то, что не мешает жить носителю картины мира.
В сознании человека картина мира представляется в виде концептуальной картины, состоящей из более частных моделей, и языковой картины.
Концептуальная картина мира возникает в мысли, сознании, а затем частично объективируется в языковые знаки, образуя языковую картину мира.
Сказанное позволяет сделать важное обобщение.
Изучение структур знания может идти в разных направлениях в зависимости от отправной точки исследования: языковых единиц или концептуальных моделей.
В первом случае внимание фокусируется на языковой картине мира особом

[Back]