коммуникативными потребностями. Поэтому в разных ситуациях информация об истине может представать то в форме понятия, то прототипа или фрейма. Концепт истины единица структурированного знания имеет / нежёсткую организацию. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма, во многом не осознаваемая носителями языка. Следует, однако, говорить о диахронической включённости семантических моделей исторического бытования слова в его современное значение. К основным слоям концепта относится, кроме того, пассивный и активный слой. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие, нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. Синхронное описание языковой картины мира (формальных языковых средств выражения фрагмента концептуальной картины мира) выявляет центральную и периферийную зоны концепта. Из множества лексических единиц английского и татарского языков, которые могут составлять вербализованное ядро концепта, есть смысл выделить (гие, тик, пф1у %епшпе, геа!, асШа\, дорес, хак, чын, гадел, твгэл и некоторые другие как наиболее частотные и служащие опорой для определения остальных слов, так как они в некоторых случаях толкуются по принципу терминологического круга одно через другое. На периферии структуры исследуемого языкового концепта находятся многочисленные средства выражения имплицитной истинностной оценки. 74 |
определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно, логическая истина. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. Эти основные точки зрения на истину находят отражение и в языковой картине мира. 3. Для целей диахронического анализа в структуре концепта “истина” выделяются несколько “слоёв”: самый отдалённый, обнаруживающий вязь концепта с религиозной и правовой картинами мира; “пассивный”, “исторический” те признаки, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом, Богом и Его словом); активный слой, включающий понимание истины как соответствия действительности и/или сформированному представлению о действительности, а такое представление всегда предполагает категоризацию. 4. Лингвистические средства выражения концепта “истина” можно представить в виде полевой структуры. Ядро концепта в языковой картине мира составляет внешняя истина, а периферию внутренняя, или средства выражения имплицитной истинностной оценки. Центральное положение в выражении внешней истины занимают элементы синонимического ряда 1ги1к и их словообразовательные корреляты, прилагательные и наречия. Па периферии находятся глаголы и устойчивые выражения со скрытым смыслом. Конституенты ядра внешней истины представляют собой пять концептуальных пространств: действительность, представление о действительности, норма, искренность, верность. 5. Внутренняя “истина” актуализируется как в монологической, так и диалогической коммуникации, причём критерий “истинный” в диалоге применим не только по отношению к репрезентативам/ассертивам, но и таким классам речевых актов, которые в логике рассматриваются вне оппозиции <4 Ментальная репрезентация истины не ограничивается одной формой, что связано с особенностями обработки информации мозгом и коммуникативными потребностями. Поэтому в разных ситуациях информация об истине может представать то в форме понятия, то прототипа или фрейма. Концепт истины единица структурированного знания имеет нежёсткую организацию. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма, во многом не осознаваемая носителями языка. Следует, однако, говорить о диахронической включённости семантических моделей исторического бытования слова в его современное значение. К основным слоям концепта относится, кроме того, пассивный и активный слой. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие-нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. Синхронное описание языковой картины мира (формальных языковых средств выражения фрагмента концептуальной КМ) выявляет центральную и периферийную зоны концепта. Из множества лексических единиц английского языка, которые могут составлять вербализованное ядро концепта, есть смысл выделить 1гие, 1гшк, п§к(, цените, геа1, ас1иа1 и некоторые другие как наиболее частотные и служащие опорой для определения остальных слов, так как они в некоторых случаях толкуются по принципу терминологического круга одно через другое. 79 175* * Т? 'Г" Центральным гносеологическим концептом картины мира человека, её фундаментом можно считать истину. Истина это экспериенциальный кластер, поэтому исследование концепта истины и реализующих его слов необходимо вести с учётом особенностей соответствующей частной модели мира. Базисные модели кластера "истина” включают следующие подкатегории: религиозная (христианская) модель, научная модель, обыденная (бытовая) модель. Концепт истины имеет нежёсткую организацию. Описывая на концептуальном уровне структуру концепта синхронно, мы выделяем ядро, к которому относится понятие истины, раскрываемое классическим философским определением как соответствие факту реальной действительности, или предметная истина, а также научная экспериментальная истина. Околоядерное положение занимает истина, понимаемая как соответствие нашему представлению о действительности, которое может быть не вполне истинно. На периферии концепта находится имплицитная истинностная оценка. С точки зрения концептуальной картины мира для целей диахронического анализа в структуре концепта можно выявить несколько “слоёв”: самый * отдалённый, наименее актуальный этимологический слой, или внутренняя форма. В самом глубоком, слое прослеживается связь концепта истина с религиозной и правовой сферами, номинаторы истины соотносятся с указательно-идентифицирующим значением, а также со словами со значением “прямой” и “дерево”одним из центральных и священных понятий языческого мира. Ко второму слою, к “пассивным” признакам, являющимся уже неактуальными, “историческими” относятся те, которые приобрёл анализируемый концепт в результате христианизации (ассоциации с крестом, Богом и Его словом) и выхода за пределы первоначальной сферы функционирования. Т» |