В отличие от обучения в процессе формирования культуры личности невозможно сохранить линейный принцип последовательного наращивания новых знаний, умений и навыков. Оптимальным здесь представляются принципы концентризма и преемственности, связи с жизнью, с практикой культурного строительства. На различных этапах общественного развития перед прикладной культурологией как областью научного знания, обосновывающего методологию и методику формирования культуры человека, могут возникать разные задачи, вытекающие из специфики социально-культурной ситуации. Однако есть непреложные ценности, которые постоянно должны находиться в поле внимания общества и государства. В первую очередь это формирование нравственной культуры личности. Участие в социально-культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек освобождается от пут индивидуализма, проникается сознанием необходимости действовать в интересах общества, во имя достижения общественных идеалов, вырабатывая при этом высокие моральные и духовные качества, привычку бескорыстного выполнения общественных обязанностей, чувство ответственности перед коллективом, потребность в товарищеской взаимопомощи. Досуг предполагает деятельность и общение, которое выполняют определенные функции: отдых, развлечение и развитие личности. Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и, прежде всего, от рабочего и той части внерабочего времени, которая относится к так называемым непреложным затратам (сон, бытовые надобности и т.д.). Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей [109]. К последним правомерно отнести, прежде всего, потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр 72 |
К основным характеристикам досуга Ю.А.Стрельцов относит: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистинность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, удовольствия, наслаждения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности) [416]. Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и, прежде всего, от рабочего и той части внерабочего времени, которая относится к так называемым непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени. Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей [416]. К последним правомерно отнести, прежде всего, потребление культурных ценностей (чтение, слушание, просмотр телепередач, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры. Содержание применительно к досугу это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных 157 |