• активная физическая деятельность в виде ходьбы, бега, физических упражнений или ручного труда; • развлечения как психическая разрядка и приобщение к некоторым элементарным ценностям культуры — играм, танцам, легкому чтению, встречам с друзьями и др.; • просвещение и самообразование, развивающие способности разума, память, воображение, формирующие нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус и т. п.; • творчество, выступающее в виде самоценной, эмоционально захватывающей активности, — это изобретательство, организационная деятельность, самодеятельное творчество, а также разнообразные любительские увлечения; • созерцание как эстетическое любование природой, памятниками старины, красивыми вещами, философское размышление об устройстве мироздания и смысле жизни, позволяющее отключиться от серой повседневности, углубляясь в сущность вещей; • праздник как вид «высокого досуга», необходимый для поддержания важнейших традиций, для коллективного преображения жизни с помощи музыки, танцев и специальных ритуалов. Следует отметить, что все указанные виды досуга взаимосвязаны. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности; без игр и развлечений досуг становится монотонным, однообразным; без просвещения и творчества невозможно приобщение людей к духовной культуре. Проанализировав вышеизложенные подходы, мы разработали социально-культурную модель нравственного воспитания приемного ребенка в условиях патронажной семьи посредством социально-культурной деятельности (Рисунок 1). Данная модель выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных, последовательно и максимально 78 |
• развлечения как психическая разрядка и приобщение к некоторым элементарным ценностям культуры — играм, танцам, легкому чтению, встречам с друзьями и др.; • просвещение и самообразование, развивающие способности разума, память, воображение, формирующие нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус и т. п.; • творчество, выступающее в виде самоценной, эмоционально захватывающей активности, — это изобретательство, организационная деятельность, самодеятельное творчество, а также разнообразные любительские увлечения; • созерцание как эстетическое любование природой, памятниками старины, красивыми вещами, философское размышление об устройстве мироздания и смысле жизни, позволяющее отключиться от серой повседневности, углубляясь в сущность вещей; • праздник как вид «высокого досуга», необходимый для поддержания важнейших традиций, для коллективного преображения жизни с помощи музыки, тайцев и специальных ритуалов. Следует отметить, что все указанные виды досуга взаимосвязаны. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности; без игр и развлечений досуг становится монотонным, однообразным; без просвещения и творчества невозможно приобщение людей к духовной культуре. Таким образом, досуг это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека, в основном, восстанавливающего характера. Досуг есть специфически социальный способ регенерации сил человека. При всей своей необходимости он не требует немедленной реализации, может быть отложен, перенесен. Это объясняет различие между 165 определение результативности. Моделирование и проектирование в системе гуманитарных наук принято считать базовыми процессами технологического цикла познавательной и преобразовательной деятельности в социуме (В.И.Загвязинский, И.АЛипский, Г.Н.Филонов). Нами был разработан вариант такой модели, которая в наибольшей мере способствует реализации данной концепции. Данная модель выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно использовать социально-педагогические ресурсы учреждений дополнительного образования. Каждый из этих компонентов, будучи реализованным во взаимодействии с другими в практической деятельности учреждений дополнительного образования детей, позволяет обеспечить эффективность профилактики десоциализации и дезадаптации детей с когнитивными нарушениями. Данная модель позволяет определить структуру, цели, задачи и содержание социально-педагогической деятельности, формы, принципы, технологии и этапы деятельности учреждений дополнительного образования по профилактике десоциализации детей с когнитивными нарушениями (Рис.2). Социально-педагогический процесс профилактики десоциализации детей с когнитивными нарушениями в учреждениях дополнительного образования мы определяем как специально организованный целенаправленный процесс присвоения воспитанниками адаптированного социального опыта. Необходимыми компонентами данного процесса являются: педагогиорганизаторы, воспитанники и их взаимодействие. В основу социально-педагогической работы по профилактике десоциализации детей с когнитивными нарушениями положены интегративные технологии, представляющие собой совокупность приемов, |