Проверяемый текст
Скрябина, Ирина Валерьевна; Роль потребительской кооперации в развитии семейной экономики Республики Саха (Якутия) (Диссертация 2006)
[стр. 61]

условиях рост производства не следует напрямую связывать с повышением жизненного уровня людей.
На первый план выдвигается необходимость «придать жизни человека человечески достойное качество».
Жизнь, по его мнению, ставит перед обществом необходимость сделать выбор: или количество увеличение заработной платы, рост производства товаров, растущее удовлетворение материальных нужд, строительство дешевых квартир и т.п., или качество образование, здравоохранение, культура, экология
[18].
В целом, концепция «качества жизни» представляет собой антитезу принципам «общества потребления», призывающим к «росту ради роста» и удовлетворению потребностей как самоцели.
Она утверждает необходимость перехода к «постиндустриальному обществу»
[18], Создатели модели «постиндустриального общества» делают основной акцент не на изобилии товаров и их возрастающем потреблении, а на введении элементов «организованного потребления», обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ, На наш взгляд, наиболее точно определил категорию «качество жизни» П,В, Бестужев-Лада, Он определяет качество жизни как социологическую категорию, выражающую удовлетворение материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых ситуаций, структура расселения и др.) [2 1 ,2 2 ].
Необходимо отметить, что качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.
Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих
61
[стр. 53]

По некоторым данным в 1970-х годах известный американский экономист Дж.
Гэйлбрейт, а затем и его последователи придали новый смысл концепции «качество жизни» трактовку, связанную с избавлением общества от некоторых эксцессов потребительства, связанных, прежде всего, с ориентацией общества на чисто количественный рост материальных благ, ведущей к деформации потребностей.
Согласно взглядам Дж.
Гэйлбрейта, в современных условиях рост производства не следует напрямую связывать с повышением жизненного уровня людей.
На первый план выдвигается необходимость «придать жизни человека человечески достойное качество».
Жизнь, по его мнению, ставит перед обществом необходимость сделать выбор: или количество увеличение заработной платы, рост производства товаров, растущее удовлетворение материальных нужд, строительство дешевых квартир и т.п., или качество образование, здравоохранение, культура, экология.

По существу, такая концепция «качества жизни» представляет собой антитезу принципам «общества потребления», призывающим к «росту ради роста» и удовлетворению потребностей как самоцели, Она утверждает необходимость перехода к «постиндустриальному обществу» [61, с.
67].
Создатели модели «постиндустриального общества» делают основной акцент не на изобилии товаров и их возрастающем потреблении, а на введении элементов «организованного потребления», обогащенного наличием духовных, социальных и культурных благ.

В Советском Союзе всю сферу условий жизни людей определяли термином «обеспечение полного благосостояния всех членов общества».
При этом кроме «уровня жизни», выделялся особо, как преимущество общественной системы, «социалистический образ жизни».
На наш взгляд, наиболее точно определил категорию «качество жизни»
И.В.
Бестужев-Лада.
Он определяет качество жизни как социологическую категорию, выражающую удовлетворение материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окру


[стр.,54]

жающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых ситуаций, структура расселения и др.) [40, с.
383].
В ходе дальнейших исследований появилось несколько систем оценки качества жизни —от очень широких, включающих в себя практически все составляющие представления современного человека о системе жизненных ценностей (экология, демографическая ситуация, продолжительность жизни, моральное здоровье общества, в том числе, рост богатства олигархов при бедности, преступность), до достаточно узких, основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния населения.
Необходимо отметить, что качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.
Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих
потребностей и интересов.
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны, и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты.
Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и соответственно в их личных мнениях и оценках.
Обобщив различные подходы, мы сгруппируем все показатели качества жизни (рис.
1.5).
Любая система, по нашему мнению, должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.
В «Программе развития Организации Объединенных Наций» разработан обобщающий индикатор уровня жизни индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как среднее из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения.
Каждый из этих трех компонентов представляет собой результат множества взаимодействующих факторов общественного развития.
Индекс валового продукта отражает экономическую результативность

[Back]