Проверяемый текст
Рудакова, Ольга Викторовна; Индивидуальное и общественное благосостояние в условиях формирования постиндустриального общества (Диссертация, 29 апреля 2009)
[стр. 152]

борьба за распределение доходов производства.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей.
На роль распределительных отношений в обществе существуют различные точки зрения.
Основным аргументом в пользу равного распределения доходов
являетсяI* тот факт, что равенство необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя.
В основе идеи равенства в распределении доходов лежит допущение, согласно которому существует постоянный объем рапределяемого дохода.

Справедливое, считай уравнительное, распределение доходов означает (и это уже доказано практикой, в том числе и опытом бывшего СССР) подрыв Ъ стимулов к эффективной работе.
Крах социализма в бывшем СССР и странах Восточной Европы, развал «мировой социалистической системы» наглядно продемонстрировали неэффективность выравнивания доходов большинства населения за счет ограничения его деловой активности.
Основным аргументом в пользу неравного распределения доходов является тот факт, что способ распределения доходов во многом определяет объем производимого и, соответственно, распределяемого дохода.
Стихийное функционирование рыночного механизма обеспечивает оптимальное функционирование
экономиче-► ской системы в целом.
Положение о том, что в рыночный механизм изначально заложена идея оптимизации
(т.е.
максимизации общего блага), была сформулирована еще Адамом Смитом.
Великий английский экономист отмечал: «Каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.
...
Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда,
когда стремится делать это» [234, с.237].I Таким образом, неравенство доходов это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны.
С этой точки зрения, несправедливая экономическая эффективность ** имеет значительное преимущество перед неэффективной социальной справедливостью.

По этому поводу выдающийся английский экономист XX в.
лорд Джон Мейнард Кейнс заметил: «Пока наука не одержит неизбежную по
[стр. 50]

сложилось убеждение: результат трудовой деятельности человека не влияет на объем его заработной платы.
Сближение уровней заработной платы стало правилом как в ораслях, так и между отраслями.
Постепенно подрывался престиж высокой квалификации и, как следствие, заинтересованность работника в ее повышении снижалась.
Таким образом, уравнительное распределение доходов имеет по меньшей мере два негативных последствия.
Во-первых, уравнительность порождает иждивенчество в самых разных его проявлениях.
Во-вторых, она не дает ожидаемого равенства, поскольку потребности людей крайне неодинаковы.
Благодаря общественным фондам потребления шло скрытое субсидирование отдельных груп населения (номенклатурных работников).
В обществе «реального социализма» узкая прослойка общества — «номенклатура» (т.е.
устойчиво воспроизводимый слой бюрократии) — присваивала несоразмерно большую часть общественного богатства.
Изложенное дает основания утверждать, что на протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от конкурентных принципов, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный путь экономического развития и милитаризацию.
В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость.
В заработной плате господствовал феномен «уравниловки», когда трудность и качество работы не принимались в расчет, а все сводилось к единому стадарту оплаты.
Основным аргументом в пользу равного распределения доходов
был тот факт, что равенство необходимо для максимального .удовлетворения нужд потребителя.
Следует отметить, что в основе идеи равенства в распределении доходов лежит допущение согласно которому существует постоянный объем рапределяемого дохода.
Основным же аргументом в пользу неравного распределения доходов является тот факт, что способ 50

[стр.,51]

распределения доходов во многом определяет объем производимого и, соответственно, распределяемого дохода.
Рыночная система распределения доходов несправедлива, но она в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства.
Она может обеспечить производство совокупного продукта в таких размерах, что его будет достаточно для оказания помощи малоимущим в виде трансфертных платежей и различных социальных программ.
Справедливое же распределение доходов означает (и это уже доказано практикой, в том числе и опытом бывшего СССР) подрыв стимулов к эффективной работе.
Завершается такое распределение, как правило, тем, что справедливо распределять становится просто нечего.
I С этой точки зрения, несправедливая экономическая эффективность имеет значительное преимущество перед неэффективной социальной справедливостью.
Трансформация социально-экономических процессов обусловила необходимость рассмотрения распределения доходов населения в современных условиях.
Современное общество не приемлет чисто рыночного принципа распределения доходов и широко практикует прежде всего, через механизм государства —различные формы перераспределения от тех, чьи доходы высоки, в пользу тех, чьи доходы низки или вовсе отсутствуют.
Этого можно добиться с помощью налоговой системы государства, которая является важным рычагом распределения доходов населения.
Если первичное распределение связано с факторами производства, то через систему налогов государство производит вторичное перераспределение доходов в целях некоторого выравнивания уровня жизни людей.
Иными словами, в смешанной экономике еще одним принципом распределения доходов в рыночной экономике является распределение по потребностям для тех категорий населения, кто не обладает собственностью на факторы 51

[стр.,91]

производства.
Оно может обеспечить производство совокупного продукта в таких размерах, что его окажется достаточно для оказания помощи малоимущим в виде трансфертных платежей и различных социальных программ.
Справедливое же распределение дохода означает подрыв стимулов к эффективной работе.
Завершается такое распределение как правило тем, что справедливо распределять становится просто нечего.
С точки зрения позиций, изложенных выше, несправедливая экономическая эффективность имеет значительное преимущество перед неэффективной социальной справедливостью.
Названная альтернатива сохранит свою значимость и в ближайшее время.
Стихийное функционирование рыночного механизма обеспечивает оптимальное функционирование
экономической системы в целом.
Положение о том; что в рыночный механизм изначально заложена идея оптимизации,
была сформулирована еще А.
Смитом.
Великий английский экономист отмечал: «Каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.
...
Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда,
38 когда стремится делать это» .
В.В.
Радаев и А.В.
Бузгалин правильно отмечают: «Даже опыт рыночных экономик, «продвинутых» в социальном отношении (связанных с самоотрицанием многих институтов рынка), прежде всего опыт обществ, ориентированных на социально-экономическую модель экономики, или модель социального рыночного хозяйства, показывает, что без определенной меры социальной справедливости эти системы развиваться не могут.
Определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создание социальных гарантий и равных стартовых условий является абсолютно необходимым условием экономического развития современной 38Adam Smith Lectures on justice, police, revenue and arms, Oxf.,1896, C.237.
91

[Back]