Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 14]

14 индивидуальности, принадлежности, что они принадлежат именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности-нации и этноса.
Национальное самосознание является единством общественного и индивидуального социально-классового и национального, которое по разному объективизируется в межличностных отношениях и существует в социальной памяти, передается из поколения в поколение в субъективной или объективированной форме этнокультуры [64,С.
12].
Особым элементом в структуре этнокультуры необходимо выделить явление этнической идентичности, которое рассмотрено нами как с культурологической, так и с психологической точки зрения.
Как показывает изучение народов мира, появление этносов происходит не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса.
При этом этнообразующие процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и
ввнеэтнический характер.
В связи с этим этносы представляют собой сложное образование, каждое из которых одновременно обладает как общими с другими подобными образованиями свойствами, так и специфическими чертами, отличающими каждое из них от большинства или даже от всех остальных этносов.
В этом аспекте этнической идентичности важное значение приобретают основания идентичности.
В этнологии выделяют три типа
основания этнической идентичности: порождающие механизмы, признаки общности и средства (условия) реализации идентичности.
Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире.
Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство национального превосходства,
выражающееся в желании подавить другие народы, властвовать и доминировать над ним.
Низкий социальный статус может порождать чувство
национальной неполноценности, представление о непрестижности
[стр. 83]

83 Отклонения от «нормы» могут идти как в направлении нарастания этничности, так и в направлении ее угасания или даже отрицания.
2.
Этноцентрическая идентичность, означающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней.
При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости.
В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.
3.
Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.).
Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность.
Такая идентичность обычно сопровождается признанием «прав народа» выше «прав человека», представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не «смешиваться» с другими этносами.
4.
Этнический фанатизм тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия.
Это крайняя форма агрессивной идентичности.
5.
Этническая индифферентность возникает, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов.
Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.
6.
Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей.
Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими.
Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.
7.
Амбивалентная этничность явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.
Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, сформулированные на основании изучения большого эмпирического материала.
Реальное положение этнической идентичности среди других форм идентичности людей может определяться не каким-то одним из названных типов, а несколькими.
Этническая идентичность переменная величина в каждой культуре.
Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и воспринимается как таковой другими.
В городе он воспринимается как представитель определенной местности, для которой характерны свой диалект, нравы, обычаи.
В ситуации войны с другим государством он выступает как гражданин своей страны.
Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы.
2.
ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Как показывает изучение народов мира, появление этносов происходит не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса.
При этом этнообразующие процессы развиваются под воздействием разнообразных факторов, которые могут иметь внутриэтнический, межэтнический и
внеэтнический характер.
В связи с этим этносы представляют собой сложное образование, каждое из которых одновременно обладает как общими с другими подобными образованиями свойствами, так и специфическими чертами, отличающими каждое из них от большинства или даже от всех остальных этносов.
В этом аспекте этнической идентичности важное значение приобретают основания идентичности.
В этнологии выделяются три типа
оснований этнической идентичности: порождающие механизмы, признаки общности и средства (условия) реализации идентичности.
Порождающим механизмом этнической идентичности является социальный статус народа в стране и в мире.
Высокий социальный статус в прошлом или настоящем может порождать чувство национального превосходства
(исключительности), выражающееся в желании подавить другие народы, властвовать или доминировать над ними.
Низкий социальный статус может порождать чувство
национальной неполноценности, представление о непрестижности принадлежности к своему народу, что порождает готовность отказаться от

[Back]