Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 17]

17 Японская наковальня совершенно непохожа на русскую.
Польские и русские кузнецы придавали в старину разную форму обычному топору.
Своеобразны жилища у
различных народов мира.
Мы можем увидеть и свайные постройки (у
меланезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома-юрты, чумы, типии (народы Севера, индейцы прерий), и дома-башни (у народов Кавказа).
Очень сильно различается традиционная одежда, По одежде русской крестьянки начала
ХГХвека нередко удавалось с точностью до конкретного селения определить ее родину.
По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек.

Но на современном этапе развития культура дома, как и одежда разных народов, становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, потому падает их значение как этнодифферецирцющих признаков.
Различия между народами проявляются в составе потребляемой пищи, в способах ее приготовления и времени приема.
Эти различия продолжают жить и сегодня, так как пищевые пристрастия меняются с большим трудом.
Более важным этнодифференцирующими признаками являются обряды и обычаи, которых придерживается человек.
Широко различаются семейный быт, брачные обычаи и обряды.
Наряду с моногамной
семьей, распространенной сегодня у подавляющей части человечества, у некоторых народов все еще сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество) [86, С.119].
Таким образом, быт каждой страны пронизан особенностями, которые являются именно этническими, и нередко заметить их, понять их специфику может только человек со стороны.
Но также верно и то, что есть достаточно схожих черт между обрядами и обычаями разных народов, что затрудняет процесс идентификации, но даже если они сильно отличаются друг от друга, требуется специалист, чтобы правильно определить этническую принадлежность человека.
[стр. 85]

85 языке говорят несколько этносов; таковы английский, испанский, португальский, русский и другие языки.
Возможно также, что один этнос говорит на нескольких языках.
Бывают и другие ситуации.
Например, сегодняшние ирландцы в большинстве своем говорят поанглийски, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем языком, на котором все ирландцы говорили 300-400 лет назад.
Но ни у самих ирландцев, ни у ученых нет сомнений, что теперешние англоязычные потомки средневековых ирландцев принадлежат к тому же народу, что и их предки.
Нельзя сбрасывать со счетов и случаи, когда части одного народа говорят на очень сильно расходящихся диалектах.
Это относится, например, к немцам и особенно к китайцам, северные, восточные и южные группы которых просто не понимают друг друга.
Нередко бывает и так, что основная часть этноса сохраняет традиционный язык, а отделившаяся часть, живущая в иноэтническом окружении, переходит на язык этого окружения, не теряя своего этнического самосознания.
И все же язык, по мнению большинства специалистов, занимает важнейшее место среди оснований этнической идентичности, и спорить с этим невозможно, несмотря на все исключения.
В том случае, когда несколько этносов говорят на одном языке (английском, испанском, португальском и т.п.), как правило, каждый этнос вносит в этот язык свою специфику.
Она может заключаться в ином алфавите или правописании, в фонетике, в лексике, в специфических оборотах и фразеологических сочетаниях.
Так, например, явным, специально культивируемым своеобразием отличаются аргентинский испанский и бразильский португальский.
На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный (религиозный), благодаря которому сложилось большое количество межэтнических общностей.
Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основных мировых религий (христианство, буддизм, ислам).
Сложившиеся на их основе межэтнические конфессиональные общности охватывают немалую часть народов мира.
Однако мировые религии не являются показателями этнической принадлежности человека.
Реальность такова, что в мире гораздо меньше религий, чем этносов.
Тем не менее этот признак важен для этнической дифференциации.
Так, сербы и хорваты, бывшие когда-то одним народом, разделились на самостоятельные этносы именно по конфессиональному признаку православие и мусульманство.
Более важную роль в этнической дифференциации играет культурно-хозяйственный признак, который предполагает разграничение этносов по типу хозяйства (охота, собирательство, рыболовство, земледелие), по образу жизни (оседлый, полукочевой, кочевой), по формам орудий труда, одежды и других элементов материальной культуры.
В качестве примера можно взять обычную соху, древнейшее пахотное орудие, с помощью которого сотни лет обрабатывали землю крестьяне Восточной Европы.
В начале XX века насчитывалось несколько десятков типов сох.
Разными сохами пользовались жители Центра России, Литвы, Белоруссии.
Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличается от русской телеги, которую обычно тащит лошадь.
Японская наковальня совершенно непохожа на русскую.

Польский и русский кузнецы придавали в старину разную формуобычномутопору.
Своеобразны жилища у
разных народов мира.
Мы можем увидеть и свайные постройки (у
части меланезийцев и микронезийцев), и плавучие жилища (у некоторых народов Юго-Восточной Азии), и переносные дома юрты, чумы, типи (народы Севера, индейцы прерий), и дома-башни (у народов Кавказа).
Русские крестьяне, например, куда бы они ни попадали, всегда стремились строить срубные дома из дерева.
В полярной тундре дома возводили из плавника (бревен, прибитых к берегу моря).
И интерьер у каждого народа свой.
Например, как бы ни различались дома восточных славян по материалу, вдоль стен ставили закрепленные лавки, над ними вешали полки, в красном углу киот с иконами, полки и шкафчики для посуды размещались у печки.
Спали на деревянном помосте (русские полати).
Стол у славян обычно ставили в углу, а у карел, интерьер домов которых практически не отличался от славянского, он стоял посреди лицевой стены.
Очень сильно различается традиционная одежда.
По одежде русской крестьянки начала
XIX века нередко удавалось с точностью до конкретного селения определить ее родину.
По одной лишь тюбетейке у узбеков когда-то можно было безошибочно сказать, из какой местности происходит человек.

И до сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда именно приехала в большой город ее хозяйка.
Недаром есть пословица: «По одежке встречают...», и эти слова, вероятно, относятся не только к богатству одежды, но и к ее национальным приметам.
Сейчас и дома, и одежда разных народов становятся все более однотипными, теряют свой этнический характер, поэтому падает их значение как этнодифференцирующих признаков.


[стр.,86]

86 Различия между народами проявляются и в составе потребляемой пищи, и в способах ее приготовления, и времени ее приема.
Эти отличия продолжают жить и сегодня, так как пищевые пристрастия меняются с большим трудом.
Так, для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других мясо (большинство народов Севера), третьи называются ихтиофагами, так как употребляют в пищу главным образом рыбу.
Хорошо известно, что у многих народов действуют разнообразные запреты на определенные виды пищи.
Так, народы Индии не едят говядины, а народы, исповедующие ислам и иудаизм, свинины.
Ряд народов не употребляют в пищу молока (кхмеры).
У некоторых народов деликатесом считается мясо собаки (полинезийцы), змеи(многие азиатские народы), лягушки (французы) и т.д.
Особенно стойко сложившиеся традиции сохраняются у сельского населения, но и пища горожан, несмотря на многие изменения, знакомство с пищей других народов, продолжает оставаться в целом традиционной.
Поэтому, кстати, бесполезны и даже вредны диеты, предлагаемые представителями иных народов в качестве панацеи от каких-либо болезней или для похудения.
Многие продукты, перечисленные в них, могут просто не усваиваться не приспособленными к ним организмами.
Так, например, в России на завтрак часто готовят молочные каши, а китайцы, почти не употребляющие молока, просто не усвоят этого продукта.
Поэтому, хотя знакомство с пищей других народов и может многое сказать о них, употреблять новые для себя продукты следует с большой осторожностью.
Даже в том, как люди спят, иногда можно обнаружить этнические различия.
Малаец, например, подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках.
В Индии, ложась спать, часто подсовывают себе под колени мягкий валик.
Одни народы привыкли спать на возвышении, другие на полу.
Более важными этнодифференцирующими признаками являются обряды и обычаи, которых придерживается человек.
Широко различаются семейный быт, брачные обычаи и обряды.
Наряду с моногамной
(единобрачной) семьей, распространенной сегодня у подавляющей части человечества, у некоторых народов все еще сохраняется как полигамия (многоженство), так и полиандрия (многомужество).
У одних народов (у племени пунанов на острове Калимантан) для заключения брака достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины заявили о взаимном согласии вступить в брак, у других народов (коши в Афганистане) свадьба длится двое суток, а у некоторых целых восемь (некоторые народы Индии).
Для большинства европейских народов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь ближайшие родственники и знакомые, а у народов Кавказа на свадьбу по традиции приглашаются сотни гостей.
В общении между людьми этническое своеобразие проявляется на каждом шагу.
Хрестоматиен пример болгар, у которых, в отличие от подавляющего большинства народов мира, кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево согласие.
Ногу на ногу американец закидывает иначе, чем русский или француз, он кладет на колено одной ноги щиколотку другой.
Европейцы хлопают в ладоши в знак восхищения или радости, а китайцы в знак горя или разочарования.
Переодетого европейского путешественника XIX века, отлично знавшего как будто обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников только потому, что он отбивал такт музыки ногой; другого путешественника в сходном случае выдало внимательному глазу то, что утром он сделал свой первый шаг не той ногой, какой остальные.
Словом, быт каждой страны пронизан особенностями, которые являются именно этническими, и нередко заметить их, понять их специфику может только человек со стороны.
Но также верно и то, что есть достаточно схожих черт между обрядами и обычаями разных народов, что затрудняет процесс идентификации, но, даже если они сильно отличаются друг от друга, требуется специалист, чтобы правильно определить этническую принадлежность человека.

Таким образом, в современной этнологии нет единой и общепринятой системы этнодифференцирующих признаков, с помощью которой можно было бы решать вопрос об этнической идентичности.
Такое положение вполне закономерно, поскольку неповторимый облик каждого этноса создается не отдельной или специфической чертой, а особым, характерным только для него сочетанием объективных свойств, многие из которых могут быть присущи и каким-то другим этносам.
Констатация этого обстоятельства, однако, не снимает необходимости исследования проблемы этнической идентификации.
Остается нерешенной задача узнать, существует ли какой-нибудь неразложимый остаток, который позволит уверенно провести идентификацию.
Очевидно, что это то внутреннее сознание и те стереотипы, которые позволяют человеку действовать так, а не иначе, делают его представителем определенного этноса.
Это означает, что мы попадаем в область психологической

[Back]