Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 27]

27 крестьянской среде), но подлинно значимое, непреходящее звучание они приобретают только в том случае, если имеют достаточно глубокие народные корни, питаются соками народного гения.
Примером тому могут служить сказы о «Тристане и Изольде», «Песнь о Сиде», «Слово о полку Игореве».
Что же касается любого предмета бытовой, материальной культуры господствующего класса, то по своей идее, принципу он всегда оказывается, взят из народной крестьянской культуры, но переработан уже профессиональными мастерами сообразно вкусам и запросам господствующего класса.
Дальнейшая судьба таких переработанных элементов этнической культуры в том, что со временем они теряют свой элитарный, престижный, знаковый характер и, постепенно опускаясь по ступеням социальной лестницы, в конечном счете, вновь становятся элементами всеобщей культуры.
В отличие от народной крестьянской культуры, которая продолжает всецело оставаться предметом изучения этнографической науки элитарная культура выступает объектом рассмотрения ряда специфических культуроведческих дисциплин, как кардинальных-искусствоведения, правоведения, религиоведения, так и вспомогательных-неральдики, нумизматики.
Отдельные данные и результаты исследования методами этих дисциплин в то же время представляют значительный интерес для этнографа, особенно если они выявляют народные корни и истоки каких-либо явлений в элитной культуре или же помогают уловить момент начала и обратного «спуска» в народную культуру.
Всякое локальное историческое сообщество
живёт в конкретных природно-исторических условиях, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым составляет неотъемлемую функцию его существования [9,С.42].
В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых
возрастает от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессесоздания людьми своего искусственного окружения.
[стр. 97]

97 этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности.
В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования.
Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ.
Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их удовлетворения всегда более или менее различаются.
В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых
повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.
Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен.
Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества.
Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности.
Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде.
И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.
Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е.
в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей.
Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества.
В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п.
Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями.
Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.
Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям.
При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».
Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения.
Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым.
В изучении этого процесса понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений.
В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечивают, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этноса, а с другой передачу этого единства от поколения к поколению.
Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.
На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса.
Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним).
Географическая (природная) среда непременное условие возникновения этноса и его функционирования.
Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферах культуры.
Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами.

[Back]