Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 31]

31 сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения.
Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения.
Собственно культура начинается с того, что на поведение накладываются некоторые дополнительные ограничения, не мотивированные физическими и биологическими критериями.
Среди них необходимость овладения информацией, нужной для жизни.

Необходимая для жизни информация усваивалась в стереотипах поведения, ставших образцами, моделями, следование которым являлось обязательным условием социальной жизни коллектива.

Необходимая для жизни информация усваивалась в стереотипах поведения, ставших образцами, моделями, следование которым являлось обязательным условием социальной жизни коллектива.

Хотя эти стереотипы поведения претендуют на всеобщность и абсолютность, на практике одни из них соблюдаются всегда и всеми, в соблюдении других возможны некоторые отклонения и послабления
[45,С.68].
Разумеется, у каждого этноса свои представления о том, что для него является более важным и значимым, а чем можно пренебречь.
Поэтому возникает несовпадение между обрядами и обычаями разных народов.
Но все они принципиально сходятся в одном: жестко контролируют соблюдение стереотипов, имеющих наиболее важное для данного этноса и культуры
значения.
Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев-стереотипизированных форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое значение.
Обычаи регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение индивида в той или иной сфере жизни и деятельности, требуя
появления нравственных, типичных для данного этноса.
Более высокой ступенью регуляции являются ритуалы, намного более
жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре
[стр. 119]

119 Полноценность вещей в традиционных культурах, принадлежность их одновременно двум мирам профанному (обыденному, материальному) и сакральному (знаковому, символическому) делает возможным использование их в обрядах и ритуалах, являющихся важнейшими регуляторами поведения в традиционных обществах.
3.
ОБЫЧАИ И РИТУАЛЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ Уже первые попытки исследования традиционных культур разных народов привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами.
Их практическое значение довольно широко и разнообразно.
Так, они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, позволяют отдельному индивиду ощутить свою этническую идентичность, сохраняют ценностные ориентации этноса, являются составной частью механизма этнизации личности и т.д.
Поэтому целый ряд наук исследовал эти явления традиционной культуры и дал им свою интерпретацию.
Так, например, в одном случае ритуал рассматривается как стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер; в другом под ритуалом принято понимать стереотипизированные формы поведения; в обыденном понимании ритуал означает формальную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками.
Среди разнообразных интерпретаций сущности ритуалов для нас наибольший интерес представляет этологический.
Рубеж 70-80-х годов XX столетия стал временем рождения нового научного направления этологии человека, которое синтезировало в себе достижения этологии, этнологии, физиологии и психологии.
Основным объектом его исследования стало традиционное общество в сравнении с современной индустриальной культурой.
Важной особенностью такого подхода является изучение культуры и человека в «естественном» состоянии, в котором огромное значение для социокультурной адаптации имеет ритуал.
Согласно этологическому подходу, важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские узы.
У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида определяется специфическими биологическими причинами.
У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности такие реакции подверглись торможению.
У него нет той сложной системы поз, жестов, которая существует у животных.
На смену ей пришла культурная система ритуала, которая контролирует и регулирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения.
Собственно культура начинается с того, что на поведение накладываются некоторые дополнительные ограничения, не мотивированные физическими или биологическими критериями.
Среди них необходимость овладения информацией, нужной для жизни,
только в процессе обучения.
Так появляются язык, знаковые средства для ее передачи.
Необходимая для жизни информация усваивалась в стереотипах поведения, ставших образцами, моделями, следование которым являлось обязательным условием социальной жизни коллектива.

Эти программы поведения имели нерасчлененный, синкретический характер и поэтому одновременно были и образом мира, без которого невозможно функционирование культуры.
Хотя эти стереотипы поведения претендуют на всеобщность и абсолютность, на практике одни из них соблюдаются всегда и всеми, в соблюдении других возможны некоторые отклонения и послабления.

Разумеется, у каждого этноса свои представления о том, что для него является более важным и значимым, а чем можно пренебречь.
Поэтому возникает несовпадение между обрядами и обычаями разных народов.
Но все они принципиально сходятся в одном: жестко контролируют соблюдение стереотипов, имеющих наиболее важное для данного этноса и культуры
значение.
Менее важные фрагменты традиционной культуры регулируются с помощью обычаев стереотипизированных форм поведения, связанных с деятельностью, имеющей практическое значение.
Обычаи регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение индивида в той или иной сфере жизни и деятельности, требуя
проявления нравственных качеств, типичных для данного этноса.
Они существуют в обыденной жизни, на культурной периферии.
Более высокой ступенью регуляции являются ритуалы, намного более
жесткие программы поведения, которые функционируют в сакральном центре культуры, и от их правильного выполнения зависит само существование этой культуры и народа.

[Back]