Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 32]

32 культуры, и от их правильного выполнения зависит само существование этой культуры и народа.
Ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, санкционированы обществом
[52,С.119].
Все ритуалы можно разделить на две главные категории: отрицательные и положительные.
Первая представляет собой систему запретов, призванных резко разделить мир священного и обыденного,
т.к.
подразумевается, что их смешение может привести к разрушению мира.

Во время одних обрядов запрещено принимать пищу, в других запрещена любая работа.
Положительные ритуалы и обряды,
напротив, призваны приблизить два мира друг к другу.
К ритуалам
такого типа относят жертвоприношения, проводимые для того, чтобы завоевать расположение божества и обеспечить желаемое единство мира.
Важным в системе взаимодействия необходимо выделить разделение ритуалов на магические и религиозные.
Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели, являясь делом отдельных людей, а религиозные ритуалы дело всего общества.
Исходя из определенной нами темы исследования, рационально разделить ритуалы по функциям взаимодействия.
В этой связи выделяются кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни (жертвоприношения, танцы).
В современном обществе также используются ритуалы подобного типа
обращение главы государства к народу в случае бедствия.
Есть календарные ритуалы, совершаемые регулярно
(смена времен года, фаз Луны, созревания урожая).
По мере развития общества они частично секуляризируются, частично отмирают (сегодня, например, сохраняется ритуал проводов зимы, превратившийся в обычный праздник).
[стр. 120]

120 Как считается в этнологии, ритуал представляет собой последовательность определенных действий, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, санкционированы обществом.
Ритуалы существуют не только в традиционных, но и в современных обществах.
И это не только религиозные ритуалы.
Под это определение подпадает любое разрешение, получаемое бюрократически и изменяющее ситуацию лишь символически (например, штамп в паспорте, поставленный в загсе).
В традиционных культурах ритуалы играют более важную роль, так как считается, что от них зависит само существование мира, их важнейшая цель достижение идеального состояния мира, характеризующегося слиянием человека, коллектива и космоса в гармоничном единстве.
Наиболее подробный и тщательный анализ ритуала и его роли в культуре связан с именем Э.
Дюркгейма.
Еще со времен Э.
Тайлора и Дж.
Фрезера утвердилась классификация явлений традиционной культуры на рациональные и иррациональные, то, что удовлетворяет материальные потребности, и символические ценности.
Первые из них находятся на культурной периферии, вторые в ее сакральном центре.
Именно символические ценности были более важны в такого рода культурах.
Об этом говорит хорошо известный историкам парадокс: примитивные в хозяйственном отношении племена нередко имели сложную социальную организацию, развитую систему обрядов, верований и мифов.
Не секрет и тот факт, что человечество всегда выделяло для непрактической, на первый взгляд символической, деятельности своих лучших представителей (только самые талантливые могли стать колдунами и шаманами).
Иными словами, для любого коллектива недостаточно определенного минимума материальных жизненных условий, без символических ценностей его жизнь невозможна.
Таким образом можно говорить о двух видах прагматики: утилитарной и знаковой, материальной и символической.
Для нас сегодня такое утверждение звучит достаточно непривычно.
В современном модернизированном обществе произошла переориентация человека и коллектива с одного вида прагматик на другой.
В традиционной культуре цель и смысл жизни человек видел в ритуале, а обыденное существование лишь заполняло промежутки между ритуалами.
В современной культуре, неразрывно связанной с идеей истории (развития общества), осознанием роли науки и возможности реального преобразования мира, произошла переориентация на практические ценности.
Так как человек сегодня рассматривает символическую деятельность как простое приложение к основной хозяйственно-экономической, снизилась роль ритуала, а самое главное изменилось отношение к нему со стороны членов общества.
Поэтому в современном обществе изучение ритуалов затруднительно или невозможно без обращения к опыту традиционных культур, в которых ритуалы и возникли.
Что же представляет собой ритуал? Обычно это некоторый стандартизированный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией.
Слова и действия, составляющие ритуал, определены очень точно и практически никогда не меняются.
Традиции также определяют, кто может проводить ритуал.
В ритуалах часто используются священные объекты (являющиеся полноценными вещами), в конце его участники обычно испытывают эмоциональный подъем.
Ритуалы служат усилению трудового единства, в период кризисов снимают состояние тревоги и неблагополучия.
Все ритуалы можно разделить на две главные категории: отрицательные и положительные.
Первая представляет собой систему запретов, призванных резко разделить мир священного и обыденного,
так как подразумевается, что их смешение может привести к разрушению мира и неисчислимым бедам для людей.
В качестве примера можно привести многочисленные табу у разных народов.
Так, несвященное существо не может касаться руками священного, нельзя есть мясо тотемного животного.
Определенные ритуалы можно проводить только в специальных священных местах.
Во время одних обрядов запрещено принимать пищу, в других запрещена любая работа.
Положительные ритуалы и обряды
(обряд является пиком ритуального действия), напротив, призваны приблизить два мира друг к другу.
К ритуалам
этого типа относятся обряды интичиума (ритуальное совместное поедание тела тотемного животного), жертвоприношения, проводимые для того, чтобы завоевать расположение божества и обеспечить желаемое единство мира.
Основная задача таких ритуалов восстановить нарушенный порядок вещей, контакт междумирами, исходный сакральныйобразец.
Сегодня мы можем уточнить дюркгеймовскую классификацию ритуалов, используя для этого разные основания деления.
Важным считается разделение ритуалов на магические и религиозные.
Магия от религии отличается отсутствием веры в Бога или богов, т.е.
персонификации сверхъестественных сил.
Магические ритуалы

[стр.,121]

121 преследуют непосредственные, ближайшие цели, являются делом отдельных людей, а религиозные ритуалы дело всего общества.
Можно также разделить ритуалы по функциям.
В этом случае выделяются кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни (например, танец дождя, совершаемый в период длительной засухи, грозящей вымиранием всему племени).
В современном обществе также используются ритуалы подобного типа
обычно это обращение главы государства к народу в случае бедствия, а также его присутствие на месте событий.
Есть календарные ритуалы, совершаемые регулярно
при наступлении определенных природных явлений (смена времен года, фаз Луны, созревание урожая и т.п.).
По мере развития общества они частично секуляризируются, частично отмирают (сегодня, например, сохраняется ритуал проводов зимы, превратившийся в обычный праздник).

Ритуалы интенсификации осуществляются для того, чтобы противостоять нарушению равновесия жизни, вызванного как внутренними, так и внешними причинами, интенсифицировать для этого взаимодействие между членами группы, повысить их сплоченность.
Чаще всего это разновидность кризисных ритуалов.
В традиционных культурах очень важны ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови или по браку, а родственных отношений, сформировавшихся на основе функциональных взаимосвязей.
Таковы, например, ритуалы взаимоотношений членов семьи с крестнымотцом или крестной матерью.
Ритуалы могут классифицироваться по половому признаку его участников.
В этом случае выделяются мужские, женские и смешанные ритуалы.
Ритуалы также могут различаться по массовости (по количеству участников), по характеристикам группы, в которых они выполняются (какие-то ритуалы проводятся только вождями, или старейшинами, или охотниками и т.д.).
В отдельную группу выделяются ритуалы, связанные с уважительным поведением членов общества по отношению друг к другу.
Они по-прежнему важны в культуре, как в традиционной, так и в современной.
В этом случае выделяются ритуалы избежания те ограничения поведения, которые предназначаются для поддержания социальной дистанции между индивидами (в традиционной культуре можно привести в качестве примера требование избегать общения между зятем и тещей у некоторых народов).
Ритуалы презентации это тоже модели предписанного поведения, но служащие для поощрения и активизации взаимодействия между людьми.
Обычно это приветствия, приглашения, комплименты, мелкие услуги.
Очень важными для культуры (особенно традиционной) являются ритуалы перехода.
Они связаны с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути: от рождения до смерти.
В традиционных и архаических культурах они особенно выразительны, зачастую означают полную потерю старой идентичности и приобретение новой, что связано с изменением всех социальных характеристик личности, иногда вплоть до смены имени.
Среди этой группы ритуалов важнейшее место занимают обряды инициации переход в статус взрослого полноправного члена племени, иногда они понимаются как смерть и новое рождение.
У разных народов они происходят по-разному и часто представляют собой не кратковременный акт, а растянутый на несколько дней или недель процесс.
Очень часто обряды инициации связаны с необходимостью терпеть боль, голодать.
Обряды инициации для мужчин обычно самые сложные и важные из всех ритуалов перехода.
Подобные обряды есть и для девушек (у некоторых народов для них также предусмотрены обрезания и подрезания).
Другими ритуалами перехода являются ритуалы вступления в брак, наступления старости, ритуалы рождения и смерти.
Все они имеют один и тот же смысл установление новой идентичности индивида, фиксация его нового статуса и интеграция основных статусных групп племени или общины.
В современных обществах значение ритуалов перехода сильно изменилось, хотя они продолжают существовать (получение паспорта, вручение аттестата зрелости или университетского диплома, заключение и расторжение брака, выход на пенсию и, конечно, рождение и смерть).
Тем не менее современные ритуалы этого типа отличаются большей свободой выбора идентификации, есть возможность отказаться от какого-либо перехода; они стали более формальными, и символизация их менее прямая и непосредственная.
Так, сегодня можно пойти учиться и в пятьдесят лет, можно растянуть или сократить юность или период активной взрослой жизни, избежать старости как социально-сконструированного времени жизни (разумеется, в пределах биологических возможностей организма).
В традиционном обществе подобное было, невозможно.
Там юноша, прошедший инициацию, сразу и полностью становился взрослым, независимо от своих субъективных состояний и склонностей, точно так же как впоследствии «ритуально» старел.
Иными словами, в традиционном обществе наступление очередного возрастного статуса нельзя было отложить.
Ученые считают, что современное увеличение средней продолжительности жизни связано не только с успехами медицины, но и с деритуализацией общества, изменением возрастных идеологий.

[Back]