Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 59]

59 Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна полноценно функционировать в абсолютной изоляции от других народов.
Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.
Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов.

В этой связи особый интерес вызывает функционирование механизма этнокультурной адаптации, который играет решающую роль в процессе взаимодействия различных народов и их культур.
Многочисленные
этнокультурные исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносовучастников контактов.
Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева.
Исходным пунктом его рассуждений выступает
предложение, что этногенезпроцесс энергетический, связанный с получением энергии извне, преобразованием ее в биологическую энергию живого человека и расходованием этого заряда энергии в процессе этногенеза.
Согласно гипотезе Гумилева процесс этногенеза связан не просто с расходованием энергии, но эта энергия создает вокруг себя еще и поле этническое поле (аналогичное биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебаний.
Пассионарии, создающие новый
этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля
[стр. 126]

126 9) сегодня основной идеологический климат на Западе отказ от идеи прогресса главной идеи эволюционизма, господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизации.
Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику.
При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все ее черты.
Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.
План семинарского занятия 1.
Особенности восприятия и мышления в традиционных культурах.
2.
Обзор основных теоретических концепций традиционного мышления.
3.
Основные черты традиционной культуры, ее особенности по сравнению с современной культурой.
4.
Специфика функционирования вещей в традиционной культуре.
5.
Обычай и ритуал в традиционной культуре.
Специфика ритуала в современной культуре.
6.
Проблемы модернизации традиционных обществ.
Основные положения теорий модернизации.
Темы докладов и рефератов 1.
Л.
Леви-Брюль об особенностях традиционного мышления.
2.
К.
Леви-Строс о первобытной культуре.
3.
М.
Коул и С.
Скрибнер о связи мышления и культуры.
4.
Обряд и ритуал в системе знаковых средств культуры.
Литература Байбурин А.
К.
Ритуал в традиционной культуре.
СПб., 1993.
Белик А.А.
Культурология.
Антропологические теории культур.
М., 1998.
Бромлей Ю.
В.
Очерки теории этноса.
М., 1983.
Ионин Л.Г.
Социология культуры.
М., 1996.
Кликс Ф.
Пробуждающееся мышление.
М., 1983.
Коул М., Скрибнер С.
Мышление и культура.
М., 1994.
Леви-Брюль Л.
Сверхъестественное в первобытном мышлении.
М., 1994.
Леви-Строс К.
Первобытное мышление.
М., 1994.
Мид М.
Культура и мир детства.
М., 1988.
Сикевич 3.
В.
Социология и психология национальных отношений.
СПб., 1999.
Штомпка П.
Социология социальных изменений.
М., 1996.
Этнографическое изучение знаковых средств культуры.
Л., 1989.
Этнознаковые функции культуры.
М., 1991.
ТЕМА 9.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ 1.
ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов.
Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.
Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов.

История этнокультурных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга.
Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хорошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык.
Поэтому в

[стр.,127]

127 настоящее время интерес этнологов вызывает не только вопрос об особенностях отдельного народа, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур.
Многочисленные
этнокультурые исследования убедительно свидетельствуют о том, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих, многообразных культурных контактов между народами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов -участников контактов.
В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название «межэтническая коммуникация», под которой понимается обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни политике, искусстве, науке и т.д., а в узком смысле как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также имеют место в разных сферах общения трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений.
Из всей совокупности отношений между этническими группами ученые обычно исследуют межкультурные взаимодействия.
В качестве самостоятельного направления этнологических исследований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) сложилась еще в XIX столетии, но в 60-70-е годы XX века она стала особенно актуальной в связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры.
За прошедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие представить этот процесс в системном виде.
В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этнокоммуникационных процессов: этнотрансформационные и этноэволюционные.
К первой разновидности относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания; а вторую разновидность образуют такие процессы, которые обусловливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания.
Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Гумилева.
Исходным пунктом его рассуждений выступает
предположение, что этногенез процесс энергетический, связанный с получением энергии извне, преобразованием ее в биогеохимическую энергию живого вещества и расходованием этого заряда энергии в процессе этногенеза.
Согласно гипотезе Гумилева, процесс этногенеза связан не просто с расходованием энергии, но эта энергия создает вокруг себя еще и поле этническое поле (аналогичное биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебаний.
Пассионарии, создающие новый
этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой.
Более того, здесь мы сталкиваемся еще и с явлением пассионарной индукции пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей и ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний.
Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения.
Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами.
Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут достаточно доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью неосознанным чувством расположения.Если нет контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».
Именно этим он объясняет тот известный факт, что русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними землепроходцам установить так и не удалось.
Этот случай был аналогичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами.
Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев.
Ученые-этнологи, исследующие процессы межэтнических коммуникаций, сходятся во мнении, что эти процессы определяются следующими группами взаимозависимых факторов: историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными и политическими.
Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических контактах; особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

[Back]