Проверяемый текст
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000.
[стр. 61]

61 Культурные факторы, детерминирующие межэтнические отношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры.
То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтнические предубеждения, установлено многочисленными
исследованиями.
Так как чаще всего негативные гетеростереотипы и этнические предубеждения порождаются культурной замкнутостью этносов.
Этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к этнокультурным контактам, особенно в деловой сфере.
Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, но в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне.
Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки.
Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.
Сущность ситуационного фактора
можно определить тем, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты [72,С.70].
Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.
Особенно важным в этом аспекте межэтнических отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам».
В ней можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на форме межэтнических отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма.
Последняя
• касается не только области культуры, языка и образования.
В широком
[стр. 128]

128 Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств.
Когда между ними возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого.
При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), так и отношения с метрополией.
В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором.
Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического.
И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному.
Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь социальной и этнической стратификации, влияние социально-структурных изменений, этнический фактор социальной мобильности.
Идеальной в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом.
Но такой тип взаимоотношений встречается очень редко, более распространен вариант дискриминационного типа.
В таких случаях необходимо изменение социального положения взаимодействующих этносов.
Однако движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отношениях.
Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна «потесниться» в своем статусе.
Вместе с тем у подчиненного этноса начинает быстро расти потребность в укреплении своего статуса.
Культурные факторы, детерминирующие межэтнические отношения, подразделяются на две группы: фактор просвещения и информированности; фактор традиционных норм этнической культуры.
То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтнические предубеждения, установлено многочисленными
исследователями.
Ведь чаще всего негативные гетеростереотипы и этнические предубеждения порождаются культурной замкнутостью этносов.
Этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к этнокультурным контактам, особенно в деловой сфере.
Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, но в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне.
Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки.
Однако традиционные нормы оказывают влияние и на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.
Сущность ситуационного фактора
заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты.
Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.
Особенно важным в этом аспекте межэтнических отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам».
В ней можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на форме межэтнических отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма.
Последняя
касается не только области культуры, языка, образования.
В широком понимании это и представительство различных этнических групп в институтах власти, так называемое соучастие во власти.
С учетом всех этих факторов очевидно, что результаты межэтнического взаимодействия для разных этносов, участвующих в нем, чаще всего будут различны.
Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней.
Существует четыре варианта контактов: 1) прибавление этнос, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения (так, воздействие индейской Америки дало Европе целый ряд культурных растений и навыков); 2) усложнение качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры (таково влияние китайской культуры на японскую, в результате чего японскую можно считать дочерней); 3) убавление потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции); 4) обеднение (эрозия) деструкция культуры (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века).

[Back]