Проверяемый текст
Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. О-75 М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003.
[стр. 67]

67 национальной культуры и коммуникации между собственно национальными культурами.
Такие коммуникации нередко оказываются двойственными и приводят, с одной стороны к национальной
коммуникации, а с другой к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между государствами.
Но нередко меры по укреплению территориального и национального единства вызывают ограничения прав и изгнание межнациональных групп.
Культурные контакты являются важным компонентом общения между народами.
В
ходе исследования нами выделены следующие формы межкультурных коммуникаций, которые занимают приоритетное место в процессе этнического взаимодействия: а) аккультурация В культурологи для обозначения взаимодействия и взаимовлияния культур используется термин «аккультурация» [5 7,С.
118].
Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента)
перенимает нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора) [42,С.240].
Фактически понятие аккультурации синомично понятию межкультурных коммуникаций, но содержание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа.
В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культурыреципиента одновременно выступают обе (или больше) взаимодействующие
этнокультуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой и, кроме того, представители одной этнокультуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.
[стр. 309]

циональной культуры охватывает субкультуры социальных групп, которых может не быть у этнической культуры.
Этнические культуры могут входить в состав национальной, как и культуры представителей других наций.
Так, американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую и другие культуры.
Можно сказать о гетерогенности и российской культуры.
Большинство национальных культур полиэтнично, но в отличие от этнических культур национальные объединяют людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровнородственными отношениями.
Это обусловливает разновидности межкультурной коммуникации на национальном уровне: коммуникации между субкультурами внутри единой национальной культуры и коммуникации между собственно национальными культурами.
Такие коммуникации нередко оказываются двойственными и приводят, с одной стороны, к национальной
консолидации (а иногда и наднациональной консолидации, какую демонстрируют сегодня европейские нации, что дало возможность известному философу, социологу и писателю А.А.
Зиновьеву настаивать на введении нового термина — западное «сверхобщество»), а с другой — к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между государствами.
Например, в Индии прямое осуждение вызывают тенденции этнической, языковой и религиозной консолидации, вызывающие столкновения между представителями разных этноязыковых и религиозных групп (Кашмир).
Многие индийские ученые и политики считают локальный национализм причиной конфликтов и трений, ведущих к дезорганизации государственного единства.
Нередко меры по укреплению территориального и национальногосударственного единства вызывают
ограничение прав и изгнание инонациональных групп.
Так, в 1970-х гг.
в ряде стран Африки (Гвинея, Замбия, Кения, Уганда, позже Сомали) изгонялись «инородцы», многие поколения которых проживали в данных странах.
В 1990-х гг.
подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза и.Югославии.
Обращение к таким мерам чаще всего объясняется экономическими причинами, в первую очередь стремлением ослабить конкуренцию для «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, что нередко наносит значительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями.
Кроме того, существуют и социокультурные причины, в частности религиозные, как это было в Боснии и Хорватии, где внутри единого южнославянского этноса, разделенного конфессионально, вспыхнула непримиримая вражда.
15.3.
ФОРМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Аккультурация как форма межкультурной коммуникации.
Культурные контакты являются важным компонентом общения между народами.
В
культурологии для обозначения взаимодействия и взаимовлияния культур используется термин «аккультурация».

Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента)
перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).
Фактически понятие аккультурации синонимично понятию межкультурной коммуникации, его содержание отражает различные формы коммуникации культур, по отношению к которым сама аккультурация выступает как метаформа.
В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культурыреципиента одновременно выступают обе (или больше) взаимодействующие
культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой и, кроме того, представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.
Начало исследованию процессов аккультурации было положено на рубеже XIX—XX вв.
в рамках американской этнографии и культурантропологии.
Тогда американский этнограф У.
Хоумз употребил термин «аккультурация» для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой.
В научном обороте термин закрепился в 1920—1930-х гг.
— в период расцвета культурной антропологии, связанный с деятельностью таких специалистов, как М.
Мид, Р.
Линтон, Ф.
Боас, А.
Малиновский, Р.
Редфилд.
Первоначально аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении их исходных культурных моделей с учетом удельного веса взаимодействующих групп.
Считалось, что при этом культуры смешиваются и достигается состояние культурной и этнической однородности.
Разумеется, при этом менее развитая культура подвергается большему влиянию со стороны более развитой, а не наоборот.
В рамках этого подхода возникла знаменитая американская концепция «плавильного тигля», в котором смешиваются культуры всех народов, проживающих в США, и в результате образуется новая однородная американская культура (сегодня многие американские культурологи подвергают сомнению эту концепцию).
Исследования влияния англосаксонской культуры США на индейцев и афро-американцев расширили представление о механиз58915.3.
Формы межкультурной коммуникации588 Глава 15.
Межкультурная коммуникация

[Back]