Проверяемый текст
Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003
[стр. 78]

78 Реальные отношения, как правило, предполагают наличие множества взаимопроникающих факторов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации.
За культурными различиями часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, имущественная дифференциация, конфликт поколений и т.д.
Поэтому не стоит питать иллюзий относительно того, что, зная лишь культурные различия, можно разрешить все межкультурные конфликты, однако всегда нужно учитывать, что все нарушения коммуникации может быть вызвано неверным истолкованием поведения и намерений коммуникантов.
д) культурная трансмиссия Культурная трансмиссия процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.
Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени
[77,С.131].
Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные.
Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников.
Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с проблемой геноцида).
В противном случае происходит разрыв культурной цепи.
Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе.
Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людейносителей данной культуры.
Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с
[стр. 80]

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru 80 идти работать в офис.
Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством.
Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.
Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль.
Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной.
Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации.
В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой.
В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения.
Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.
«Культурный лаг» описывает не только западное общество.
У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.
С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием.
Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.
Переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры.
Однако традиции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.
161 § 6.
Культурная трансмиссия Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.
Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.

Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные.
Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников.
Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с проблемой геноцида).
В противном случае происходит разрыв культурной цепи.
Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе.
Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры.
Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с
прошлым никогда не было.
Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность.
В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в течение 75 лет.
Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры.
Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители Русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.
162 § 7.
Культурная аккумуляция Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее.
Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.
Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.
Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.
Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая Кравченко А.
И.
К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

[стр.,86]

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru 86 быстрее, а другие медленнее.
■ Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, например научно-технического прогресса.
Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение.
Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени.

■ Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.
Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.
Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
■ Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность.
Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.
■ Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур.
■ Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур.
■ Культурная экспансия (от лат.
expansio — распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.
175 ■ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.
■ Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.
Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.
■ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.
Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.
■ Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.
Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».
■ Культурная диффузия — стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.
■ Глобализация — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей.
■ Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности.
Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
■ Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.
■ Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.
■ Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Кравченко А.
И.
К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

[Back]