Проверяемый текст
Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003
[стр. 81]

81 заложила в человеке склонность к определенным видам поведения, и без соответствующей среды и обучения они не могут реализоваться.
Необходимыми структурными компонентами образования являются обучение и воспитание, которые, в свою очередь образуют базисные элементы в формировании личности.
Процесс обучения обуславливает наличие двух взаимодействующих сторон: обучаемого и обучающего.
Воспитание же, в общем, предполагает разумное воздействие на человека с целью формирования в нем личности [61,С.
194].
Механизм воспитания является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.
Оно включает систему педагогических практик
(приемов, методов, техник) способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения.
Сущность воспитания нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.
* Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения.
Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения
и регуляторами его поведения.
О результате воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.
Следует учесть, что воспитаниеэто не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм.
Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды.
Оно происходит неосознанно.
В семье оно идет через подражание родителям.

К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное
0 или стихийное влияние на формирование личности ребенка: родители,
[стр. 60]

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru 60 Глава 4.
ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ Потребность в культуре — результат двухили трехмиллионнолетней эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела.
И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда.
Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении мозга, органов пищеварения и челюстей.
Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи.
Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью.
Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены.
Человек мог жить везде.
И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки.
Недаром многие антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений.
Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него.
Ничего такого животным делать не надо.
Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество.
Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.
119 § 1.
Социализация и воспитание 1.1.
Составные части и разновидности социализации Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
От социализации надо отличать адоптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).
Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.
Оно включает систему педагогических практик.

Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения.
Сущность воспитания — нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.
Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения.
Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения.

О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.
Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихийное усвоение культурных норм.
Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды.
Оно происходит неосознанно.
В семье оно идет через подражание родителям.

120 К субъектам воспитания относятся лица, оказывающие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители; родственники; друзья; знакомые; значимые другие — реальные (настоящие) герои; воображаемые (литературные) герои; учителя; другие лица.
С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.
В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры.
Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.
Кравченко А.
И.
К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

[стр.,72]

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru 72 политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения.
Она может включать долговременные акции, например, вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны.
В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.
Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция.
В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран.
Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские.
Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров.
Это политика насильственной ассимиляции.
Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры.
В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс азиатов.
Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии, алжирцев из Франции.
Для тех, кого насильно выселяют или кто добровольно покидает страну по тем или иным причинам, в других странах создают лагеря для беженцев.
Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг.
Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное, экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время.
Французская и британская колониальные империи — исторически наиболее известные примеры колониализма.
В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.
144 § 7.
Культурное обновление Культурное обновление называют также полной ре-социализацией.
Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них.
Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.
Пример культурного обновления личности — тюремное заключение, где происходит почти полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира.
Культурное обновление наблюдается и при эмиграции.
Эмигрант может пройти либо аккультурацию и частично сохранить старые ценности, либо культурное обновление и полностью отказаться от них.
Отличить два явления можно по результатам.
Американский писатель русского происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный родителями из России, постепенно стал писать и мыслить по-английски.
Советский философ Александр Зиновьев, покинувший страну в зрелом возрасте, пишет и думает по-русски.
Более того, его мировоззрение и идеи не изменились с момента эмиграции.
Он аккультурировался, но культурно не изменился.
Он не принял западного образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе.
NB ■ Потребность в культуре — результат эволюции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела.
И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для употребления орудий труда.
Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга.
Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи.
■ Человек мог жить везде.
И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки.
Антропологи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений.
145 ■ Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
■ Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.
■ Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека.
Это детство, юность, зрелость и старость.
■ Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные Кравченко А.
И.
К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

[Back]