98 приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которые человек не приемлет по нравственным этническим соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы это скорее социализация, нежели адаптация. Тесно связано с понятием социализации явление инкультурации, которое служит опорным элементом в процессе этнокультурного формирования личности. Исходно процесс инкультурации обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной этнокультуре. Культура в разных странах структурно состоит из совокупности этнокультур. Этнокультураэто явление более специфичное, чем социальная структура. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение культурных чужих норм и обычаев. Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором к культурным. Оба этих процесса являются действенными факторами в динамике развития, формирования личности. Непосредственно на индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении себе подобными родственниками, друзьями, знакомыми, представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Инкультурация срастание с родной этнической культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации интеллигент. |
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru 67 отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация. Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия. 1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности. 2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически. 3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет. 4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям. § 3. Инкультурация Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать. Социализация Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении 134 людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п. Инкультурация (enculturation) Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная. Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский». На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. 135 Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется. Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus») |