переходный класс, они переживали процесс дифференциации. В то время как незначительная часть их пробивалась в дворянское сословие, подавляющее большинство оставалось источником для пополнения зависимых категорий. В противостоянии с родовой знатью адыгские крестьяне использовали общину, основой экономической независимости которой являлась ее собственность на пахотные и частично на непахотные земли. Поскольку общее развитие адыгского общества проходило по линии усиления претензий знати на эти земли и закрепощения свободных общинников-тфокотлей, крестьянская община, естественно, становилась органом, противостоявшим их стремлениям распространять свое влияние на общинные права и земли. Поэтому у адыгов, как и у многих других народов Северного Кавказа, община в рассматриваемое время оказалась в руках трудового крестьянства тем оружием, которое давало им локальную сплоченность и средства к сопротивлению. Община, еще довольно сильная в рассматриваемый период, некоторым образом являлась сдерживающим фактором, не позволявшим высшему сословию окончательно захватить всю полноту власти, однако её позиции постепенно слабели. Тем не менее во взаимоотношениях между высшими и низшими сословиями были и такие нормы, которые регулировались обществом и его институтами. В пореформенный период, при освобождении зависимых сословий на Кавказе, были выработаны особые правила проведения этой реформы, применительно к своеобразным отношениям, сложивш имся в горском обществе. К концу XIX в. сословное деление сохранило своё значение только в быту: каждая фамилия несла на себе печать своего происхождения. 2.2. Состояние межнациональных отнош ений и интеграционные процессы в этнической среде Северного Кавказа. Этническая палитра России не имеет аналогов в других государствах мира, не только потому, что она формировалась в процессе сложного и 100 |
нарушить сложившийся порядок и повести к нежелательным замешательствам» [47]. Таким образом, адыгские пши, тлекотлеши и деженуго, карачаевские бии и балкарские таубии являлись высшими привилегированными сословиями, сосредоточившими в своих руках суд и расправу, административную и военную власть. Нормы обычного права закрепляли такое положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения. Это свидетельствует о том, что самоуправление в горском обществе осуществлялось в рамках локальных территориальных образований, в пределах которых действовали адаты. Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть. Пши со своим уделом, населенным зависимыми от него орками и крестьянами различных степеней и категорий, играл важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья. Используя свое право наделять подвластных «орктыном» («дворянский дар»), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовал, а затем и обновлял придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых он и поддерживал свое господство. Основную массу адыгского населения составляли тфокотли «свободные общинники». Будучи неоднородной массой и составляя переходный класс, они переживали процесс дифференциации. В то время как незначительная часть их пробивалась в дворянское сословие, подавляющее большинство оставалось источником для пополнения зависимых категорий. В противостоянии с родовой знатью адыгские крестьяне использовали общину, основой экономической независимости которой являлась ее собственность на пахотные и частично на непахотные земли. Поскольку общее развитие адыгского общества проходило по линии усиления претензий знати на эти земли и закрепощения свободных 60 общинников-тфокотлей, крестьянская община, естественно, становилась органом, противостоявшим их стремлениям распространять свое влияние на общинные права и земли. Поэтому у адыгов, как и у многих других народов Северного Кавказа, община в рассматриваемое время оказалась в руках трудового крестьянства тем оружием, которое давало им локальную сплоченность и средства к сопротивлению. Община, еще довольно сильная в рассматриваемый период, некоторым образом являлась сдерживающим фактором, не позволявшим высшему сословию окончательно захватить всю полноту власти, однако, её позиции постепенно слабели. Тем не менее, во взаимоотношениях между высшими и низшими сословиями были и такие нормы, которые регулировались обществом и его институтами. В пореформенный период, при освобождении зависимых сословий на Кавказе, были выработаны особые правила проведения этой реформы, применительно к своеобразным отношениям, сложившимся в горском обществе. К концу XIX в. сословное деление сохранило своё значение только в быту: каждая фамилия несла на себе печать своего происхождения. 61 случае злоупотребления ими своими правами свободный адыг мог уйти под покровительство другого владельца. К высшему привилегированному сословию у адыгов относились пши, тлекотлеши и дежену го. Нормы обычного права закрепляли их положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения. Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть. Со своими уделами, населенными зависимыми от них орками и крестьянами различных степеней и категорий, они играли важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья. Используя свое право наделять подвластных людей «орктыном» («дворянский дар»), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовали, а затем и обновляли придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых они и поддерживали свое господство. Основную же массу адыгского населения составляли тфокотли «свободные общинники». Будучи неоднородной массой и составляя переходный класс, они переживали процесс дифференциации. В то время как незначительная их часть пробивалась в дворянское сословие, подавляющее большинство оставалось источником для пополнения зависимых категорий. В противостоянии с родовой знатью адыгские крестьяне использовали общину, основой экономической независимости которой являлась ее собственность на пахотные и частично на непахотные земли. Поскольку общее развитие адыгского общества проходило по линии усиления претензий знати на эти земли и закрепощения свободных общинников-тфокотлей, крестьянская община, естественно, становилась органом, противостоявшим их стремлениям распространять свое влияние на общинные права и земли. Поэтому у адыгов, как и у многих других народов Северного Кавказа, община в рассматриваемое время оказалась в руках трудового крестьянства тем оружием, которое давало им локальную сплоченность и средства к 146 |