Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 83]

определение главных и второстепенных признаков, характеризующих каждое из высших сословий как по действительному их отношению к низшим классам и по понятиям и преданиям горцев, гак и по тому значению, которое этим сословиям придавала российская администрация на Кавказе; собрание по мере возможности статистических сведений о числе семейств и лиц мужского пола в каждом племени и обществе, имеющих, по мнению Комиссии, право претендовать на принадлежность к высшим горским сословиям; составление проекта правил о том, какого рода доказательства на принадлежность лица к каждому из высших горских сословий должны быть признаны не вызывающими сомнения [2].
Согласно этнологическим и статистическим данным того времени, в горских обществах существовала следующая сословная градация: 1) горские князья, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской, военной, судебной и административной власти; 2) свободные общинники — непосредственные производители; 3) зависимое население.
Княжеское достоинство передавалось только родом либо браком, на что указывает ряд исследователей.
Ещ е в конце XVIII в.
Дж.
Рейнеггс писал о том, что «ни один знатный человек не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся» [3].
В XIX в.
такое положение
не только сохранилось, но и закрепилось в адатных нормах.
Так, в сведениях о народных преданиях и обычаях горских народов, собранных войсковым старшиной А.А.
Кучеровым в начале 40-х гг.
XIX в., записано: «М уж высшего сословия сообщ ает права сего сословия жене, но жена не сообщ ает своего сословия ни мужу, ни детям, сама же не теряет оного браком, если оно принадлежало ей до замужества» [4].
В кабардинских адатах, опубликованных Ф.И.
Леонтовичем в Одессе в 1882 г., также указано на это обстоятельство.
В случае заключения неравного брака дети, рождённые в нём, не обладали привилегиями княжеского сословия и не
83
[стр. 43]

43 сословия, существующего в Империи» [1].
Для её разрешения правительство провело ряд мероприятий по изучению обычаев кавказских горцев, сведений об их социальных отношениях и общественном строе.
В этом смысле интерес представляют сведения о том, каким образом осуществлялось самоуправление различных категорий населения во второй половине XIX века, когда остро встал вопрос об уравнении прав горского дворянства с правами российских дворян, чего настойчиво добивалась значительная часть горской знати.
На основании высочайше утверждённого Положения Кавказского Комитета 4 декабря 1864 года во Владикавказе была учреждена временная Комиссия для разбора личных и поземельных прав туземного населения Терской области.
Спустя пять лет, на основании Указа от 30 декабря 1869 года она была преобразована в Комиссию для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей.
На неё были возложены следующие задачи: уяснение сословного строя горских племён и обществ для определения того, какие из горских сословий могли бы быть признаны соответствующими разрядам высшего сословия, существующего в Империи; выработка заключения по этому вопросу; определение главных и второстепенных признаков, характеризующих каждое из высших сословий как по действительному их отношению к низшим классам и по понятиям и преданиям горцев, так и по тому значению, которое этим сословиям придавала российская администрация на Кавказе; собрание но мере возможности статистических сведений о числе семейств и лиц мужского пола в каждом племени и обществе, имеющих, по мнению Комиссии, право претендовать на принадлежность к высшим горским сословиям;

[стр.,44]

44 составление проекта правил о том, какого рода доказательства на принадлежность лица к каждому из высших горских сословий должны быть признаны не вызывающими сомнения [2].
Согласно этнологическим и статистическим данным того времени, в горских обществах существовала следующая сословная градация: 1) горские князья, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской, военной, судебной и административной власти; 2) свободные общинники — непосредственные производители; 3) зависимое население.
Княжеское достоинство передавалось только родом либо браком, на что указывает ряд исследователей.
Еще в конце XVIII в.
Дж.
Рейнеггс писал о том, что «ни один знатный человек не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся» [3].
В XIX в.
такое положение
нс только сохранилось, но и закрепилось в адатных нормах.
Так, в сведениях о народных преданиях и обычаях горских народов, собранных войсковым старшиной А.А.
Кучеровым в начале 40-х гг.
XIX в., записано: «Муж высшего сословия сообщает права сего сословия жене, но жена не сообщает своего сословия ни мужу, ни детям, сама же не теряет оного браком, если оно принадлежало ей до замужества» [4].
В кабардинских адатах, опубликованных Ф.И.
Леонтовичем в Одессе в 1882 г., также указано на это обстоятельство.
В случае заключения неравного брака дети, рождённые в нём, не обладали привилегиями княжеского сословия и не
имели права на наследство.
По этому же поводу исследователь Кавказа К.
Кох отмечал, что «в Западной Черкесии, конечно, этот предрассудок больше не действует, но на востоке, особенно у кабардинцев и бесленеевцев, на происхождение обращают очень большое внимание» [5].
В Кабарде издавна своим положением выделялись четыре княжеские фамилии Бекмурзиных, Кайтукиных, Мисостовых и Атажукиных, происходивших от правителя Инала (XVI в.).
После его смерти кабардинская территория была разделена на уделы его сыновьями Атажукою, Мисостом и Кайтуко.
Впоследствии из рода Кайтуко был

[Back]