Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 84]

имели права на наследство.
По этому же поводу исследователь Кавказа К.
Кох отмечал, что «в Западной Черкесии, конечно, этот предрассудок больш е не действует, но на востоке, особенно у кабардинцев и
беслснеевцев, на происхождение обращают очень больш ое внимание» [5].
В Кабарде издавна своим положением выделялись четыре княжеские фамилии Бекмурзиных, Кайтукиных, М исостовых и Атажукиных, происходивших от правителя Инала (XVI в.).
После его смерти кабардинская территория была разделена на уделы его сыновьями Атажукою, М исостом и Кайтуко.
Впоследствии из рода Кайтуко был
выделен удел Бек-М урзина [6].
С тех пор деление Кабарды на четыре части, принадлежавшие представителям названных фамилий, стало основой ее территориального устройства.
Согласно статистическим данным за 1885 г., в Кабарде насчитывалось 23 княжеских семейства [7].
В нормах адата недвусмысленно указывается на главенствующее положение князей:
«Оп считается главой своего народа, начальником его вооружённых сил.
Народ обязан его уважать как высшего по происхождению.
Лицо, покусившееся на жизнь князя, будет непременно истреблено с целым семейством.
Н а народном собрании князь занимает первое место и имеет решительное влияние на решение собрания.
Судебная расправа делается по обычаям (адату), но князь может, принимая когонибудь под своё покровительство, ускорить разбирательство» [8].
Эти данные подтверждаются в трудах К.Ф.
Сталя и С.М.
Броневского [9].
Описывая жизнь кабардинского народа, П.С.
Потёмкин отмечал, что «князь может взять у своего подданного всё его достояние, может взять всех его ясырей или пленников и продать их, может, наконец, отнять его дочь, жену» [10].
Власть князей распространялась на все внутренние дела адыгов.
Они имели право на объявление войны, заключение мира, в их руках находились суд и расправа.
Однако в случае злоупотребления ими своими правами обиженный свободный адыг мог уйти из княжеского аула под
84
[стр. 44]

44 составление проекта правил о том, какого рода доказательства на принадлежность лица к каждому из высших горских сословий должны быть признаны не вызывающими сомнения [2].
Согласно этнологическим и статистическим данным того времени, в горских обществах существовала следующая сословная градация: 1) горские князья, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской, военной, судебной и административной власти; 2) свободные общинники — непосредственные производители; 3) зависимое население.
Княжеское достоинство передавалось только родом либо браком, на что указывает ряд исследователей.
Еще в конце XVIII в.
Дж.
Рейнеггс писал о том, что «ни один знатный человек не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся» [3].
В XIX в.
такое положение нс только сохранилось, но и закрепилось в адатных нормах.
Так, в сведениях о народных преданиях и обычаях горских народов, собранных войсковым старшиной А.А.
Кучеровым в начале 40-х гг.
XIX в., записано: «Муж высшего сословия сообщает права сего сословия жене, но жена не сообщает своего сословия ни мужу, ни детям, сама же не теряет оного браком, если оно принадлежало ей до замужества» [4].
В кабардинских адатах, опубликованных Ф.И.
Леонтовичем в Одессе в 1882 г., также указано на это обстоятельство.
В случае заключения неравного брака дети, рождённые в нём, не обладали привилегиями княжеского сословия и не имели права на наследство.
По этому же поводу исследователь Кавказа К.
Кох отмечал, что «в Западной Черкесии, конечно, этот предрассудок больше не действует, но на востоке, особенно у кабардинцев и
бесленеевцев, на происхождение обращают очень большое внимание» [5].
В Кабарде издавна своим положением выделялись четыре княжеские фамилии Бекмурзиных, Кайтукиных, Мисостовых и Атажукиных, происходивших от правителя Инала (XVI в.).
После его смерти кабардинская территория была разделена на уделы его сыновьями Атажукою, Мисостом и Кайтуко.
Впоследствии из рода Кайтуко был


[стр.,45]

45 выделен удел Бек-Мурзина [6].
С тех пор деление Кабарды на четыре части, принадлежавшие представителям названных фамилий, стало основой ее территориального устройства.
Согласно статистическим данным за 1885 г.
в Кабарде насчитывалось 23 княжеских семейств [7].
В нормах адата недвусмысленно указывается на главенствующее положение князей:
«Он считается главой своего народа, начальником его вооружённых сил.
Народ обязан его уважать как высшего по происхождению.
Лицо, покусившееся на жизнь князя, будет непременно истреблено с целым семейством.
На народном собрании князь занимает первое место и имеет решительное влияние на решение собрания.
Судебная расправа делается по обычаям (адату), но князь, может, принимая когонибудь под своё покровительство, ускорить разбирательство» [8].
Эти данные подтверждаются в трудах К.Ф.
Сталя и С.М.
Броневского.
[9].
Описывая жизнь кабардинского народа, П.С.
Потёмкин отмечал, что «князь может взять у своего подданного всё его достояние, может взять всех его ясырей или пленников и продать их, может, наконец, отнять его дочь, жену» [10].
Власть князей распространялась на все внутренние дела адыгов.
Они имели право на объявление войны, заключение мира, в их руках находились суд и расправа.
Однако в случае злоупотребления ими своими правами обиженный свободный адыг мог уйти из княжеского аула под
покровительство другого владельца.
Свобода на выбор места жительства также отражалась в адатах: «...
Когда уздень от князя обижен и не получает назначенных подарков, тогда уздень вправе переселиться от князя на другое место...
Князья не имеют права обижать узденей без причины» [11].
Согласно адатным нормам уздени получали от князя так называемую узденьскую дань, включавшую в себя семейство крепостных, несколько сот баранов, часть земли и различные металлические хозяйственные принадлежности.
Во внешних сношениях князья также играли

[Back]