Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 86]

аристократического происхождения.
Они женились или выдавали своих дочерей только в среде своего сословия или в среде ногайских султанов.
Неравенство брака не сообщало детям достоинства пши» [13].
Дети, рождённые в браке от неравноправных партнёров, уже не обладали правами высшего сословия и составляли особую прослойку в социальной структуре адыгского общества.
Подвластное население обитало невдалеке от жилья князя, на его землях, за что несло повинности в его пользу: натуральную ренту и
отработку.
Будучи верховными собственниками земли, князья могли распоряжаться ею по своему усмотрению (особенно в Кабарде).
Довольно часто они передавали
сё часть уоркам (дворянам) при условии несения ими службы, что образовывало довольно стройную иерархическую лестницу, зафиксированную в ряде источников.
Разделение высшего слоя адыгского общества традиция приписывает князю Берслану Кайтуковичу.
Правда, это деление весьма условное.
Низшие степени дворянства находились в подчинении у высших, а высшие — у князя.
Таким образом, «кавказские дворяне были ничем иным, как мелкими вассалами князей...
Они составляли двор и княжеский совет, их обязанности состоят в ежегодной выплате
определенных налогов серебром или продуктами питания, а также в необходимости выставлять во время военных действий определённое число вооружённых лю дей...
Обязанности, которые они должны исполнять по отнош ению к своим князьям, ограничены обычаем...
Считается, что земли принадлежат князьям, которые раздают её дворянам, и хотя эти последние столетиями пользуются ею как вассалы, тем не менее преобладающим является право князя» [14].
Наибольшими правами и привилегиями в дворянской среде обладали тлекотлеши и деженуго (дижинуго).
Это прослеживается даже в их наименовании: «деженуго» в переводе с адыгских языков означает «позолоченное серебро»; «тлекотлеш» «рождённый от могущественного».
Эти социальные группы находились в непосредственной вассальной
86
[стр. 46]

46 главенствующую роль, выступая от имени народа при заключении различных договоров, в том числе и с Россией.
Нормами, выделявшими князей из основной массы правящего сословия, были положения адата о повышенной уголовной ответственности при посягательстве на их личность или имущество.
Например, за убийство простого свободного адыга обычно уплачивалась цена крови, равная 20 условным единицам; за убийство уорка (дворянина) — 42, а за убийство князя-пши — 100 [12].
При этом существовали особенности, присущие данному виду отношений при убийстве князя, заключавшиеся в следующем: плата за кровь принималась только в том случае, если убийца также принадлежал к княжескому роду; в противном случае и он, и его семья уничтожались, а их имущество подвергалось барантованию, т.е.
разграблению.
При ранении или оскорблении лиц княжеского сословия, а также в случае кражи их имущества также был установлен повышенный уголовный штраф.
Нормы семейно-брачного права адыгов также свидетельствуют об обособленности княжеских фамилий: браки заключались только внутри сословия.
А так как княжеских фамилий в рассматриваемый период было ограниченное количество, то довольно часто практиковались национальносмешанные браки, на которые общественное мнение реагировало не так негативно, как на неравноправные.
Вот что писал по этому поводу В.
Кудашев: «Кабардинские пши строго охраняют чистоту своего аристократического происхождения.
Они женились или выдавали своих дочерей только в среде своего сословия или в среде ногайских султанов.
Неравенство брака не сообщало детям достоинства пши» [13].
Дети, рождённые в браке от неравноправных партнёров, уже не обладали правами высшего сословия и составляли особую прослойку в социальной структуре адыгского общества.
Подвластное население обитало невдалеке от жилья князя, на его землях, за что несло повинности в его пользу: натуральную ренту и


[стр.,47]

47 отработку.
Будучи верховными собственниками земли, князья могли распоряжаться ею по своему усмотрению (особенно в Кабарде).
Довольно часто они передавали
её часть уоркам (дворянам) при условии несения ими службы, что образовывало довольно стройную иерархическую лестницу, зафиксированную в ряде источников.
Разделение высшего слоя адыгского общества традиция приписывает князю Берслану Кайтуковичу.
Правда, это деление весьма условное.
Низшие степени дворянства находились в подчинении у высших, а высшие — у князя.
Таким образом, «кавказские дворяне были ничем иным, как мелкими вассалами князей...
Они составляли двор и княжеский совет, их обязанности состоят в ежегодной выплате
определённых налогов серебром или продуктами питания, а также в необходимости выставлять во время военных действий определённое число вооружённых людей...
Обязанности, которые они должны исполнять по отношению к своим князьям, ограничены обычаем...
Считается, что земли принадлежат князьям, которые раздают её дворянам, и хотя эти последние столетиями пользуются ею как вассалы, тем не менее преобладающим является право князя» [14].
Наибольшими правами и привилегиями в дворянской среде обладали тлекотлеши и деженуго (дижинуго).
Это прослеживается даже в их наименовании: «деженуго» в переводе с адыгских языков означает «позолоченное серебро»; «тлекотлеш» «рождённый от могущественного».
Эти социальные группы находились в непосредственной вассальной
зависимости от князя, основанной, как уже указывалось, на праве пользования княжескими землями.
По состоянию на 1885 г., в Кубанской области к сословию тлекотлешей относилось 36 фамилий; деженуго 3; в Кабарде соответственно 64 и 30.
При этом сословие тлекотлешей состояло из трех основных фамилий: Тамбиевых, Куденетовых и Анзоровых.
У других племён и народностей это сословие было представлено незначительно [15].

[Back]