Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 88]

состояние этих сфер у различных народов Северного Кавказа.
У карачаевцев и балкарцев в рассматриваемый период сословное разделение было не так ярко выражено.
К высшему сословию у карачаевцев относились бии, у балкарцев — таубии, представленные рядом фамилий.
В Карачае это Крымш амхаловы, Дудовы и Карабаш евы; в Балкарии
■— Кучюковы, Балкароковы, Келеметовы и Барыбиевы.
В общ ей сложности в 1885 году насчитывалось 89 семейств таубиев и 35 биев [18].

Об укреплявшемся положении бийского сословия свидетельствуют архивные документы.
В одном из них отмечалось: «Управление внутренними и внешними делами Карачая находится в руках сословия биев, из которых выбирался народный валий и притом всегда одной фамилии Крымш амхаловых.
Лица, принадлежавш ие этому сословию, стояли во главе народного ополчения в военное время» [19].
Кроме того, бии (в русских источниках они называются старш инами) выступали, как и адыгские пши, представителями карачаевского народа во внешних снош ениях [20].
Другим фактором, выделявшим биев как господствующее сословие, была повыш енная уголовная пеня за убийство или оскорбление достоинства представителей данных фамилий и сосредоточение в их руках суда и механизмов расправы.
Согласно традиции знатные карачаевские фамилии ведут своё происхождение от Карчи, легендарного родоначальника карачаевского народа.
Другие роды патронимического союза Карчи представлены фамилиями Коджаковых, Темирбулатовых и М агометовых.
Однако такого значения, как Крымш амхаловы, Дудовы и Карабаш евы, во внутренней жизни Карачая они не имели.
Сам факт происхождения этих фамилий от Карчи играл важнейшую идеологическую роль, являясь основой для признания родовитости бийского сословия.
В отличие от аналогичных структурных образований адыгов, в Карачае правящая верхуш ка не обладала правом частной собственности на землю, хотя в рассматриваемый период
88
[стр. 48]

48 По социальному положению тлекотлеши и дежснуго находились ниже князей.
Плата за их кровь была также высока, в браки они вступали только с равными по достоинству, а в их подчинении находились как дворяне более низших степеней, так и свободное и зависимое население, жившее на их землях и исполнявшее повинности в их пользу.
В свою очередь тлекотлеши имели определённые обязанности: сопровождали князя в военных походах, участвовали при осуществлении кровной мести при его убийстве, вносили зафиксированные обычаем имущественные платежи в его пользу.
К самому низшему разряду дворянского сословия относились пшекау уздени четвёртой степени, которые «не суть холопы, но и не равняются с настоящими узденями» [16].
Согласно обычному праву адыгских народов пшекау обязаны были выполнять все приказания князя, безотлучно при нём находиться, смотреть за порядком в доме князя или уорка более высокой степени, прислуживать за столом и выполнять иные домашние работы [17].
Следует отметить, что такое положение данного разряда уорков не может являться, по справедливому замечанию ряда авторов, основанием для отнесения их к высшему сословию.
Скорее всего, они занимали промежуточное положение между высшим и средним сословием, поэтому комиссия по разбору сословных прав горцев Кубанской и Терской областей не отнесла их к правящей элите адыгского общества.
Для получения более четких характеристик сословного устройства адыгов и организации самоуправления в их среде, необходимо сравнить состояние этих сфер у различных народов Северного Кавказа.
У карачаевцев и балкарцев в рассматриваемый период сословное разделение было не так ярко выражено.
К высшему сословию у карачаевцев относились бии, у балкарцев — таубии, представленные рядом фамилий.
В Карачае это Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы; в Балкарии Кучюковы, Балкароковы, Келеметовы и Барыбиевы.
В общей сложности в 1885 году насчитывалось 89 семейств таубиев и 35 биев [18].


[стр.,49]

49 Об укреплявшемся положении бийского сословия свидетельствуют архивные документы.
В одном из них отмечалось: «Управление внутренними и внешними делами Карачая находится в руках сословия биев, из которых выбирался народный валий и притом всегда одной фамилии Крымшамхаловых.
Лица, принадлежавшие этому сословию, стояли во главе народного ополчения в военное время» [19].
Кроме того, бии (в русских источниках они называются старшинами) выступали, как и адыгские пши, представителями карачаевского народа во внешних сношениях [20].
Другим фактором, выделявшим биев как господствующее сословие, была повышенная уголовная пеня за убийство или оскорбление достоинства представителей данных фамилий и сосредоточение в их руках суда и механизмов расправы.
Согласно традиции знатные карачаевские фамилии ведут своё происхождение от Карчи, легендарного родоначальника карачаевского народа.
Другие роды патронимического союза Карчи представлены фамилиями Коджаковых, Темирбулатовых и Магометовых.
Однако такого значения, как Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы, во внутренней жизни Карачая они не имели.
Сам факт происхождения этих фамилий от Карчи играл важнейшую идеологическую роль, являясь основой для признания родовитости бийского сословия.
В отличие от аналогичных структурных образований адыгов в Карачае правящая верхушка не обладала правом частной собственности на землю, хотя в рассматриваемый период
уже начала захватывать общинные земли в своё единоличное пользование.
Но юридического оформления этот процесс не получил.
Сосредоточив в своих руках гражданскую, военную, судебную и административную власть, карачаевские бии постепенно завладели не только общинными землями, но и лично свободными общинниками, которые были обязаны выполнять в их пользу определённые повинности, зафиксированные в адатах: «для произведения хлебопашества и сенокоса в пользу старшин, эти должны дать землю и быков на время; старшина имеет

[Back]