уже начала захватывать общ инные земли в своё единоличное пользование. Но юридического оформления этот процесс не получил. Сосредоточив в своих руках гражданскую, военную, судебную и административную власть, карачаевские бии постепенно завладели не только общинными землями, но и лично свободными общинниками, которые были обязаны выполнять в их пользу определённые повинности, зафиксированные в адатах: «для произведения хлебопаш ества и сенокоса в пользу старшин, эти должны дать землю и быков на время; старш ина имеет право для себя назначить табунщ ика и баранщика из кулов; когда старшинский сын приведёт к себе жену, то берёт с каждого ... по одной скотине; по смерти старшины каждый каракеш режет но одному барану и, сверх того, по три живых барана для зареза...; при выдаче дочерей каракеши даю т из калыма своему старш ине две скотины ...» [21]. М.Д. Каракетов приводит интересные этнографические данные, характеризующие статусные отношения в карачаевском обществе. Так, согласно их обычаям, князь нарекал именем первенца семьи служилого узденя, в ответ на это узденская семья дарила ему овцу и телёнка. Охотник, отправившийся на охоту, в обязательном порядке извещал об этом княжеского наблюдателя в селении; по возвращении часть добычи отдавалась князю. В том случае, если князь не был оповещён об этом, семья охотника платила штраф в размере одной десятой части скота и зерна. Княгиня не могла переходить через мост, её переносили девушки из сословия служилых узденей. В случае смерти князя уздени не только передавали определённую часть продуктов в его семью, по и оплакивали князя особым, отличным от простого, плачем и т. п. Аналогичные обычаи и нормы имелись и у балкарцев [22]. В буквальном переводе таубии — это «горские князья» [23], их количество в Балкарии было ограничено. В «Адатах кавказских горцев» Ф.И. Леонтовича они помещены на одну ступень с карачаевскими биями, и это совершенно верно. Этническое родство народов, их давние 89 |
49 Об укреплявшемся положении бийского сословия свидетельствуют архивные документы. В одном из них отмечалось: «Управление внутренними и внешними делами Карачая находится в руках сословия биев, из которых выбирался народный валий и притом всегда одной фамилии Крымшамхаловых. Лица, принадлежавшие этому сословию, стояли во главе народного ополчения в военное время» [19]. Кроме того, бии (в русских источниках они называются старшинами) выступали, как и адыгские пши, представителями карачаевского народа во внешних сношениях [20]. Другим фактором, выделявшим биев как господствующее сословие, была повышенная уголовная пеня за убийство или оскорбление достоинства представителей данных фамилий и сосредоточение в их руках суда и механизмов расправы. Согласно традиции знатные карачаевские фамилии ведут своё происхождение от Карчи, легендарного родоначальника карачаевского народа. Другие роды патронимического союза Карчи представлены фамилиями Коджаковых, Темирбулатовых и Магометовых. Однако такого значения, как Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы, во внутренней жизни Карачая они не имели. Сам факт происхождения этих фамилий от Карчи играл важнейшую идеологическую роль, являясь основой для признания родовитости бийского сословия. В отличие от аналогичных структурных образований адыгов в Карачае правящая верхушка не обладала правом частной собственности на землю, хотя в рассматриваемый период уже начала захватывать общинные земли в своё единоличное пользование. Но юридического оформления этот процесс не получил. Сосредоточив в своих руках гражданскую, военную, судебную и административную власть, карачаевские бии постепенно завладели не только общинными землями, но и лично свободными общинниками, которые были обязаны выполнять в их пользу определённые повинности, зафиксированные в адатах: «для произведения хлебопашества и сенокоса в пользу старшин, эти должны дать землю и быков на время; старшина имеет право для себя назначить табунщика и баранщика из кулов; когда старшинский сын приведёт к себе жену, то берёт с каждого ... по одной скотине; по смерти старшины каждый каракеш режет по одному барану и, сверх того, по три живых барана для зареза...; при выдаче дочерей каракеши дают из калыма своему старшине две скотины...» [21]. М.Д. Каракетов приводит интересные этнографические данные, характеризующие статусные отношения в карачаевском обществе. Так, согласно их обычаям, князь нарекал именем первенца семьи служилого узденя, в ответ на это узденская семья дарила ему овцу и телёнка. Охотник, отправившийся на охоту, в обязательном порядке извещал об этом княжеского наблюдателя в селении; по возвращении часть добычи отдавалась князю. В том случае, если князь не был оповещён об этом, семья охотника платила штраф в размере одной десятой части скота и зерна. Княгиня не могла переходить через мост, её переносили девушки из сословия служилых узденей. В случае смерти князя уздени не только передавали определённую часть продуктов в его семью, но и оплакивали князя особым, отличным от простого, плачем и т. п. Аналогичные обычаи и нормы имелись и у балкарцев [22]. В буквальном переводе таубии это «горские князья» [23], их количество в Балкарии было ограничено. В «Адатах кавказских горцев» Ф.И. Леонтовича они помещены на одну ступень с карачаевскими биями, и это совершенно верно. Этническое родство народов, их давние экономические и культурные связи повлекли за собой схожесть строения социальных отношений. Так же как и карачаевские бии, таубии в рассматриваемый период перешли в наступление на общинные земли, захватывая лучшие участки (которые, впрочем, ещё не перешли в их частную собственность), передавая часть их подвластным узденям при условии прохождения ими службы. Данная иерархическая лестница в рассматриваемый период только начинала складываться и довольно сильно отличалась от структурных элементов адыгского общества. 50 |