Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 90]

экономические и культурные связи повлекли за собой схожесть строения социальных отношений.
Так же как и карачаевские бии,
гаубии в рассматриваемый период переш ли в наступление на общ инные земли, захватывая лучшие участки (которые, впрочем, ещ е не переш ли в их частную собственность), передавая часть их подвластным узденям при условии прохождения ими службы.
Данная иерархическая лестница в рассматриваемый период только начинала складываться и довольно сильно отличалась от структурных элементов адыгского общества.

Подвластное население, так же как и в Карачае, было обязано выполнять повинности и платежи в пользу высшего сословия: пахать и убирать княжеское поле, пасти скот и лошадей; уплачивать подать за пользование землёй, а такж е часть калыма в случае выдачи дочерей замуж.
Согласно выводам Комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей «судейская, исполнительная и административная власти не могли принадлежать никому другому, как только лицам всесильного в горах сословия таубий, и действительно, до введения в Балкарских обществах участковых судов...все возникающие в горах тяжебные и уголовные дела рассматривались и решались патриархальным способом — старейшими по летам таубиями» [24].
Выводы Комиссии приравнивали таубиев к адыгскому сословию тлекотлешей.
К нему же были приравнены и карачаевские бии.
Правовыми нормами довольно чётко определялось привилегированное положение высших сословий карачаевского и балкарского обществ.
Так, кроме указанных повинностей свободных общинников, последние обязательно участвовали в военных походах.
В случае убийства представителя знатных фамилий выплаты также были довольно высоки и равнялись 15 условным единицам, куда входили земля, железные изделия и крепостные крестьяне или 1500 рублей серебром.
Так же как и адыгские пш и и тлекотлеши, бии и таубии могли жениться только на представителях своих сословий.
Дети от неравных
90
[стр. 50]

право для себя назначить табунщика и баранщика из кулов; когда старшинский сын приведёт к себе жену, то берёт с каждого ...
по одной скотине; по смерти старшины каждый каракеш режет по одному барану и, сверх того, по три живых барана для зареза...; при выдаче дочерей каракеши дают из калыма своему старшине две скотины...» [21].
М.Д.
Каракетов приводит интересные этнографические данные, характеризующие статусные отношения в карачаевском обществе.
Так, согласно их обычаям, князь нарекал именем первенца семьи служилого узденя, в ответ на это узденская семья дарила ему овцу и телёнка.
Охотник, отправившийся на охоту, в обязательном порядке извещал об этом княжеского наблюдателя в селении; по возвращении часть добычи отдавалась князю.
В том случае, если князь не был оповещён об этом, семья охотника платила штраф в размере одной десятой части скота и зерна.
Княгиня не могла переходить через мост, её переносили девушки из сословия служилых узденей.
В случае смерти князя уздени не только передавали определённую часть продуктов в его семью, но и оплакивали князя особым, отличным от простого, плачем и т.
п.
Аналогичные обычаи и нормы имелись и у балкарцев [22].
В буквальном переводе таубии это «горские князья» [23], их количество в Балкарии было ограничено.
В «Адатах кавказских горцев» Ф.И.
Леонтовича они помещены на одну ступень с карачаевскими биями, и это совершенно верно.
Этническое родство народов, их давние экономические и культурные связи повлекли за собой схожесть строения социальных отношений.
Так же как и карачаевские бии,
таубии в рассматриваемый период перешли в наступление на общинные земли, захватывая лучшие участки (которые, впрочем, ещё не перешли в их частную собственность), передавая часть их подвластным узденям при условии прохождения ими службы.
Данная иерархическая лестница в рассматриваемый период только начинала складываться и довольно сильно отличалась от структурных элементов адыгского общества.

50

[стр.,51]

51 Подвластное население, так же как и в Карачае, было обязано выполнять повинности и платежи в пользу высшего сословия: пахать и убирать княжеское поле, пасти скот и лошадей; уплачивать подать за пользование землёй, а также часть калыма в случае выдачи дочерей замуж.
Согласно выводам Комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей «судейская, исполнительная и административная власти не могли принадлежать никому другому, как только лицам всесильного в горах сословия таубий, и действительно, до введения в Балкарских обществах участковых судов...все возникающие в горах тяжебные и уголовные дела рассматривались и решались патриархальным способом — старейшими по летам таубиями» [24].
Выводы Комиссии приравнивали таубиев к адыгскому сословию тлекотлешей.
К нему же были приравнены и карачаевские бии.
Правовыми нормами довольно чётко определялось привилегированное положение высших сословий карачаевского и балкарского обществ.
Так, кроме указанных повинностей свободных общинников, последние обязательно участвовали в военных походах.
В случае убийства представителя знатных фамилий выплаты также были довольно высоки и равнялись 15 условным единицам, куда входили земля, железные изделия и крепостные крестьяне или 1500 рублей серебром.
Так же как и адыгские пши и тлекотлеши, бии и таубии могли жениться только на представителях своих сословий.
Дети от неравных
браков назывались «чанка».
Привилегии княжеского сословия проявлялись ещё и в том, что если наследование у всех остальных категорий населения осуществлялось по нормам обычного права, согласно которым женщина от наследства отстранялась, то у правящей верхушки в соответствии с мусульманскими канонами часть имущества наследовали жена и дочери умершего.
Зависимое, но лично свободное население называлось у балкарцев «каракиши», у карачаевцев «уздени».
Несмотря на относительную

[Back]