различным. Ю льгюлюкулы имели своё хозяйство, которое вели на земле владельца; продавать их можно было только всем семейством. В отличие от них, башсызкулы находились в полной личной зависимости от своего владельца, в его собственности. О ни не имели своего имущ ества; могли быть проданы без всяких ограничений; не имели семьи. «Старш ины могут дарить и продавать кулов кому заблагорассудится». «За кровь кулов ... должно уплачивать но оценке чего стоил убитый» [36], сказано в статьях адата. Ещ ё более тяжёлым было положение женщ ин-рабынь, которые по адатпым нормам не могли иметь семью, а только временно сожительствовать с мужчиной по разрешению владельца; дети их могли быть в любой момент отобраны. Обычное право закрепило это положение: «Из последнего класса каравашей служанка или горничная приобретаются не через калым, а покупкою ... Господин может продавать служанку кому захочет, она служит безотлучно в доме господина, получает от него одежду; законного мужа не имеет, а если господин позволит холостому мужчине жить с нею, то через некоторое время может это и запретить, холостой не может считать служанку своей женой и не вправе требовать детей от неё. Дети должны оставаться при господах, которые могут продавать их врозь, они в джснском поле называются караваш и...» [37]. В Балкарии низш ий слой населения составляли касаки, т.е. крепостные, и караваши рабы. П о данным В. М иллера и М . Ковалевского, касаки, подобно карачаевским юльгюлюкулам, обладали ещё некоторой свободой, караваши же «продаются и покупаются наряду со скотом. Запрещ ение разрознять семьи при продаже касается только касаков, отнюдь не каравашей» [38]. При убийстве касака или караваш а денежные выплаты поступали в пользу владельца, как и калым при выдаче женщин этого сословия в замужество. С середины XIX в. стала повсеместно наблюдаться практика отпуска зависимого населения на волю под условием выкупа или без такового. Однако, получив статус вольноотпущенников, бывшие 95 |
собственников земли определённые повинности: раз в год отработочные работы на хозяйских полях; доставка дров на топливо; выпас владельческих отар и табунов; отдача в пользу хозяев части калыма и наследственного имущества. Они делали ежегодные подарки сырами и частью убитых ими животных. Сверх этого, с каждого двора чагара один мужчина и одна женщина должны были постоянно работать на собственника земли [33] таубия или каракиши. Аналогичное положение наблюдалось у адыгов. Оги несли в пользу своих владельцев такие повинности: ежегодная подать в размере шестидесяти мер проса с каждого плуга; угощение гостей владельца; доставка дров; участие в постройке дома хозяина. С шестнадцатилетнего возраста каждый член семейства был обязан отработать на владельца пять дней в году [34]. Документы свидетельствуют, что оги представляли собой переходный слой от крепостного сословия к свободным земледельцам. Как оги, так и чагары не могли покинуть места своего проживания. Владелец имел право на имущество этой категории подвластных, даже в случае выхода их на волю. В Карачае такой прослойки не существовало, а было всего две формы зависимости несвободного населения: крепостная зависимость юльполюкулов и рабская — башсызкулов [35]. В переводе с карачаевского юльполюкул — обрядный кул; башсызкул — кул безголовый. Несмотря на принадлежность к одному сословию, их правовое положение было различным. Юльполюкулы имели своё хозяйство, которое вели на земле владельца; продавать их можно было только всем семейством. В отличие от них башсызкулы находились в полной личной зависимости от своего владельца, в его собственности. Они не имели своего имущества; могли быть проданы без всяких ограничений; не имели семьи. «Старшины могут дарить и продавать кулов, кому заблагорассудится». «За кровь кулов ... должно уплачивать по оценке чего стоил убитый» [36] сказано в статьях адата. 55 56 Ещё более тяжёлым было положение женщин-рабынь, которые по адатным нормам не могли иметь семью, а только временно сожительствовать с мужчиной по разрешению владельца; дети их могли быть в любой момент отобраны. Обычное право закрепило это положение: «Из последнего класса каравашей служанка или горничная приобретаются не через калым, а покупкою... Господин может продавать служанку кому захочет, она служит безотлучно в доме господина, получает от него одежду; законного мужа не имеет, а если господин позволит холостому мужчине жить с нею, то через некоторое время может это и запретить, холостой не может считать служанку своей женой и не вправе требовать детей от неё. Дети должны оставаться при господах, которые могут продавать их врозь, они вдженском поле называются караваши...» [37]. В Балкарии низший слой населения составляли касаки, т.е. крепостные, и караваши рабы. По данным В. Миллера и М. Ковалевского, касаки подобно карачаевским юльгюлюкулам обладали ещё некоторой свободой, караваши же «продаются и покупаются наряду со скотом. Запрещение разрознять семьи при продаже касается только касаков, отнюдь не каравашей» [38]. При убийстве касака или караваша денежные выплаты поступали в пользу владельца, как и калым при выдаче женщин этого сословия в замужество. С середины XIX в. стала повсеместно наблюдаться практика отпуска зависимого населения на волю под условием выкупа или без такового. Однако, получив статус вольноотпущенников, бывшие крепостные и рабы не сразу порывали связи со своими прежними владельцами, оставаясь в какой-то мере зависимыми от них. У адыгов аналогичными структурными элементами населения были пшитли и унауты. Пшитли общее наименование крепостных: у кабардинцев они назывались лагунапытами, у черкесов — дехефетейтами [39]. В переводе «лагунапыт» светёлка при доме. Данное наименование хорошо отражает их положение. В отличие от огов, живших своим хозяйством за пределами усадьбы князя, они, хотя и имели свой дом во |