крепостные и рабы не сразу порывали связи со своими прежними владельцами, оставаясь в какой-то мере зависимыми от них. У адыгов аналогичными структурными элементами населения были пшитли и унауты. Пшитли общее наименование крепостных: у кабардинцев они назывались лагунапытами, у черкесов — дехефетейтами [39]. В переводе «лагунапыт» светёлка при доме. Данное наименование хорош о отражает их положение. В отличие от огов, живш их своим хозяйством за пределами усадьбы князя, они, хотя и имели свой дом во дворе господина, своего хозяйства в основном не вели и всё необходимое для жизни получали от владельца. Так же как и оги, лагунапыты имели возможность выкупиться на волю, однако не могли полностью распоряжаться своим имуществом. Правовое положение крепостных, их обязанности были закреплены в нескольких статьях адата, согласно которым «крепостные лю ди... работают обще для себя и своих владельцев и из вырабатываемого хлеба каждого рода и ссна определяют половину для владельца, а другую — для содержания себя с семейством и своего скотоводства. Продавая же или променивая свой скот, лес и другие продукты своего хозяйства по своему усмотрению, из вырученной за оные суммы ... обязаны также уделить половину своим владельцам. Кроме сего, крепостные женщины и девицы исправляют все работы по дому своего владельца, относящиеся к их полу» [40]. В «Записке помощника начальника Кубанской области по управлению горцами П.Г. Дукмасова Наместнику Кавказскому великому князю М ихаилу Николаевичу о положении зависимых сословий горского населения» так обозначено правовое положение пшитлей: «Второй вид зависимых сословий составляют пшитли. О ни считаются собственностью владельца и передаются по наследству, как всякое другое имущество, но пшитли имеют уже права как семейные, так и по имуществу, хотя с большими ограничениями; временем же своим крестьянин не может располагать по своему усмотрению ... Пшитли могут иметь имущество как движимое, так и 96 |
56 Ещё более тяжёлым было положение женщин-рабынь, которые по адатным нормам не могли иметь семью, а только временно сожительствовать с мужчиной по разрешению владельца; дети их могли быть в любой момент отобраны. Обычное право закрепило это положение: «Из последнего класса каравашей служанка или горничная приобретаются не через калым, а покупкою... Господин может продавать служанку кому захочет, она служит безотлучно в доме господина, получает от него одежду; законного мужа не имеет, а если господин позволит холостому мужчине жить с нею, то через некоторое время может это и запретить, холостой не может считать служанку своей женой и не вправе требовать детей от неё. Дети должны оставаться при господах, которые могут продавать их врозь, они вдженском поле называются караваши...» [37]. В Балкарии низший слой населения составляли касаки, т.е. крепостные, и караваши рабы. По данным В. Миллера и М. Ковалевского, касаки подобно карачаевским юльгюлюкулам обладали ещё некоторой свободой, караваши же «продаются и покупаются наряду со скотом. Запрещение разрознять семьи при продаже касается только касаков, отнюдь не каравашей» [38]. При убийстве касака или караваша денежные выплаты поступали в пользу владельца, как и калым при выдаче женщин этого сословия в замужество. С середины XIX в. стала повсеместно наблюдаться практика отпуска зависимого населения на волю под условием выкупа или без такового. Однако, получив статус вольноотпущенников, бывшие крепостные и рабы не сразу порывали связи со своими прежними владельцами, оставаясь в какой-то мере зависимыми от них. У адыгов аналогичными структурными элементами населения были пшитли и унауты. Пшитли общее наименование крепостных: у кабардинцев они назывались лагунапытами, у черкесов — дехефетейтами [39]. В переводе «лагунапыт» светёлка при доме. Данное наименование хорошо отражает их положение. В отличие от огов, живших своим хозяйством за пределами усадьбы князя, они, хотя и имели свой дом во 57 дворе господина, своего хозяйства в основном не вели и всё необходимое для жизни получали от владельца. Так же как и оги, лагунапыты имели возможность выкупиться на волю, однако не могли полностью распоряжаться своим имуществом. Правовое положение крепостных, их обязанности были закреплены в нескольких статьях адата, согласно которым «крепостные люди... работают обще для себя и своих владельцев и из вырабатываемого хлеба каждого рода и сена определяют половину для владельца, а другую — для содержания себя с семейством и своего скотоводства. Продавая же или променивая свой скот, лес и другие продукты своего хозяйства по своему усмотрению, из вырученной за оные суммы... обязаны также уделить половину своим владельцам. Кроме сего, крепостные женщины и девицы исправляют все работы по дому своего владельца, относящиеся к их полу» [40]. В «Записке помощника начальника Кубанской области по управлению горцами П.Г. Дукмасова Наместнику Кавказскому великому князю Михаилу Николаевичу о положении зависимых сословий горского населения» так обозначено правовое положение пшитлей: «Второй вид зависимых сословий составляют пшитли. Они считаются собственностью владельца и передаются по наследству, как всякое другое имущество, но пшитли имеют уже права как семейные, так и по имуществу, хотя с большими ограничениями; временем же своим крестьянин не может располагать по своему усмотрению... Пшитли могут иметь имущество как движимое, так и недвижимое... Право наследования этим имуществом ограничено для крестьянина участием владельца: крестьянин не может продать, заложить или подарить что-либо из этого крестьянского имущества не иначе как с согласия владельца... Считая пшитлей своей собственностью, владелец обязан покупать жён взрослым крестьянам, зато при выдаче девушек и вдов пшитлей замуж получает в свою пользу калым за них» [41]. Адат не только устанавливал обязанности пшитлей по отношению к их владельцам, заключавшиеся в исполнении повинностей в доме и поле |