Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 97]

недвиж имое...
Право наследования этим имуществом ограничено для крестьянина участием владельца: крестьянин не может продать, заложить или подарить что-либо из этого крестьянского имущества не иначе как с согласия владельца...
Считая пш итлей своей собственностью, владелец обязан покупать жён взрослым крестьянам, зато при выдаче девуш ек и вдов пшитлей замуж получает в свою пользу калым за них» [41].
А дат не только устанавливал обязанности пшитлей по отношению к их владельцам, заключавшиеся в исполнении повинностей в доме и
ноле владельца, но и некоторым образом защ ищ ал их права.
Так, в случае невозможности со стороны владельца обеспечить пшитлей средствами к существованию или требования от него исполнения работ, которые не предусмотрены обычаем, последнему предоставлялось право подыскать себе в течение определённого времени нового владельца, желавш его его купить со всем семейством.
В случае отказа владельца идти на такую уступку дело могло разбираться в общественном суде, который мог своим решением принудить владельца на продажу семейства пшитлей (именно семейства, так как нормы обычного права не разреш али разъединять его при продаже).
При этом новый владелец обязан был обеспечить данное семейство точно таким же имуществом, какое было оставлено ими у прежнего владельца.
Именно в этом плане права пшитлей отличались от прав юльгюлюкулов, которые не могли требовать от нового владельца возмещения имущества.
Самым низшим слоем зависимого населения у адыгов были унауты, занимавшие такое же положение, как башсызкулы у карачаевцев и караваши у балкарцев.
Они не имели никаких личных и имущественных прав: жили в доме владельца, исполняя самые тяжёлые повинности.
За убийство унаута, нанесение ему телесных повреждений ответственность на владельца не распространялась, а в случае совершения такого действия посторонним человеком это рассматривалось только как нанесение ущ ерба имуществу владельца унаута [42], которое влекло за собой санкции имущественного характера.
В частности, за убийство унаута уплачивалась только его
97
[стр. 57]

57 дворе господина, своего хозяйства в основном не вели и всё необходимое для жизни получали от владельца.
Так же как и оги, лагунапыты имели возможность выкупиться на волю, однако не могли полностью распоряжаться своим имуществом.
Правовое положение крепостных, их обязанности были закреплены в нескольких статьях адата, согласно которым «крепостные люди...
работают обще для себя и своих владельцев и из вырабатываемого хлеба каждого рода и сена определяют половину для владельца, а другую — для содержания себя с семейством и своего скотоводства.
Продавая же или променивая свой скот, лес и другие продукты своего хозяйства по своему усмотрению, из вырученной за оные суммы...
обязаны также уделить половину своим владельцам.
Кроме сего, крепостные женщины и девицы исправляют все работы по дому своего владельца, относящиеся к их полу» [40].
В «Записке помощника начальника Кубанской области по управлению горцами П.Г.
Дукмасова Наместнику Кавказскому великому князю Михаилу Николаевичу о положении зависимых сословий горского населения» так обозначено правовое положение пшитлей: «Второй вид зависимых сословий составляют пшитли.
Они считаются собственностью владельца и передаются по наследству, как всякое другое имущество, но пшитли имеют уже права как семейные, так и по имуществу, хотя с большими ограничениями; временем же своим крестьянин не может располагать по своему усмотрению...
Пшитли могут иметь имущество как движимое, так и недвижимое...
Право наследования этим имуществом ограничено для крестьянина участием владельца: крестьянин не может продать, заложить или подарить что-либо из этого крестьянского имущества не иначе как с согласия владельца...
Считая пшитлей своей собственностью, владелец обязан покупать жён взрослым крестьянам, зато при выдаче девушек и вдов пшитлей замуж получает в свою пользу калым за них» [41].
Адат не только устанавливал обязанности пшитлей по отношению к их владельцам, заключавшиеся в исполнении повинностей в доме и
поле

[стр.,58]

владельца, но и некоторым образом защищал их права.
Так, в случае невозможности со стороны владельца обеспечить пшитлей средствами к существованию или требования от него исполнения работ, которые не предусмотрены обычаем, последнему предоставлялось право подыскать себе в течение определённого времени нового владельца, желавшего его купить со всем семейством.
В случае отказа владельца идти на такую уступку дело могло разбираться в общественном суде, который мог своим решением принудить владельца на продажу семейства пшитлей (именно семейства, так как нормы обычного права не разрешали разъединять его при продаже).
При этом новый владелец обязан был обеспечить данное семейство точно таким же имуществом, какое было оставлено ими у прежнего владельца.
Именно в этом плане права пшитлей отличались от прав юльгюлюкулов, которые не могли требовать от нового владельца возмещения имущества.
Самым низшим слоем зависимого населения у адыгов были унауты, занимавшие такое же положение, как башсызкулы у карачаевцев и караваши у балкарцев.
Они не имели никаких личных и имущественных прав: жили в доме владельца, исполняя самые тяжёлые повинности.
За убийство унаута, нанесение ему телесных повреждений ответственность на владельца не распространялась, а в случае совершения такого действия посторонним человеком, это рассматривалось только как нанесение ущерба имуществу владельца унаута [42], которое влекло за собой санкции имущественного характера.
В частности, за убийство унаута уплачивалась только его
покупная стоимость.
Женщины и мужчины этого сословия не могли вступать в брак.
Так же, как и в Карачае, допускалось только временное сожительство, дети от которого, даже если мужчина был свободного происхождения, становились собственностью владельца.
Тяжёлое положение унаутов, находившихся на положении патриархальных рабов, хорошо иллюстрируются в адатах: «Люди сии есть сущие рабы, повинуются своим владельцам слепо, исполняя все работы по их приказанию, переносят терпеливо самые их угнетения, словом, несут всю 58

[Back]