Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 98]

покупная стоимость.
Ж енщ ины и мужчины этого сословия не могли вступать в брак.
Так же, как и в Карачае, допускалось только временное сожительство, дети от которого, даже если мужчина был свободного происхождения, становились собственностью владельца.
Тяжёлое положение унаутов, находившихся на положении патриархальных рабов, хорошо иллюстрируются в адатах: «Лю ди сии есть сущие рабы, повинуются своим владельцам слепо, исполняя все работы по их приказанию, переносят терпеливо самые их угнетения, словом, несут всю
тяготу жизни и не имеют возможности в облегчении своего состояния приносить кому-либо на своих владельцев жалобы, потому что сии, какого бы сословия они ни были, владею т и пользуются ими соверш енно на одних правах» [43].
Таким образом, данная категория была наиболее бесправной из всех социальных
слоев кавказского общества.
Идентичная общественная структура сущ ествовала и у других народов региона.
Так, у абазин князья именовались «аха», крупная знать — «амыстаду», мелкая — «амыста».
Свободные крестьяне назывались «аравы», крепостные —
«лыг», рабы — «унавы» [44].
Но последних было немного, они находились в полном подчинении у своих господ, не имели имущ ества и семьи, жили при доме своего владельца и исполняли
вес хозяйственные работы.
У ногайцев социальное расслоение общества произош ло примерно в XV— XVI вв.
Верхушка в русских источниках называлась «улусные лучшие люди», а свободные именовались «чёрными» людьми.
Во главе каждой орды стоял князь, в вассальной зависимости от которого находились мурзы, возглавлявш ие улусы.
Улусные, чёрные люди, бывшие в зависимости от верхушки, несли определённые повинности в пользу своих владельцев [45J.
Домаш ними рабами, исполнявш ими наиболее тяжёлую работу, были пленные и купленные холопы, получившие название «ясырей».
Со временем представители этого слоя превращались в крепостных [46], что свидетельствует о постепенном исчезновении рабовладельческого уклада.

98
[стр. 58]

владельца, но и некоторым образом защищал их права.
Так, в случае невозможности со стороны владельца обеспечить пшитлей средствами к существованию или требования от него исполнения работ, которые не предусмотрены обычаем, последнему предоставлялось право подыскать себе в течение определённого времени нового владельца, желавшего его купить со всем семейством.
В случае отказа владельца идти на такую уступку дело могло разбираться в общественном суде, который мог своим решением принудить владельца на продажу семейства пшитлей (именно семейства, так как нормы обычного права не разрешали разъединять его при продаже).
При этом новый владелец обязан был обеспечить данное семейство точно таким же имуществом, какое было оставлено ими у прежнего владельца.
Именно в этом плане права пшитлей отличались от прав юльгюлюкулов, которые не могли требовать от нового владельца возмещения имущества.
Самым низшим слоем зависимого населения у адыгов были унауты, занимавшие такое же положение, как башсызкулы у карачаевцев и караваши у балкарцев.
Они не имели никаких личных и имущественных прав: жили в доме владельца, исполняя самые тяжёлые повинности.
За убийство унаута, нанесение ему телесных повреждений ответственность на владельца не распространялась, а в случае совершения такого действия посторонним человеком, это рассматривалось только как нанесение ущерба имуществу владельца унаута [42], которое влекло за собой санкции имущественного характера.
В частности, за убийство унаута уплачивалась только его покупная стоимость.
Женщины и мужчины этого сословия не могли вступать в брак.
Так же, как и в Карачае, допускалось только временное сожительство, дети от которого, даже если мужчина был свободного происхождения, становились собственностью владельца.
Тяжёлое положение унаутов, находившихся на положении патриархальных рабов, хорошо иллюстрируются в адатах: «Люди сии есть сущие рабы, повинуются своим владельцам слепо, исполняя все работы по их приказанию, переносят терпеливо самые их угнетения, словом, несут всю
58

[стр.,59]

тягот)' жизни и не имеют возможности в облегчении своего состояния приносить кому-либо на своих владельцев жалобы, потому что сии, какого бы сословия они ни были, владеют и пользуются ими совершенно на одних правах» [43].
Таким образом, данная категория была наиболее бесправной из всех социальных
слоёв кавказского общества.
Идентичная общественная структура существовала и у других народов региона.
Так, у абазин князья именовались «аха», крупная знать — «амыстаду», мелкая — «амыста».
Свободные крестьяне назывались «аравы», крепостные —
«лып>, рабы — «унавы» [44].
Но последних было немного, они находились в полном подчинении у своих господ, не имели имущества и семьи, жили при доме своего владельца и исполняли
все хозяйственные работы.
У ногайцев социальное расслоение общества произошло примерно в XV—XVI вв.
Верхушка в русских источниках называлась «улусные лучшие люди», а свободные именовались «чёрными» людьми.
Во главе каждой орды стоял князь, в вассальной зависимости от которого находились мурзы, возглавлявшие улусы.
Улусные, чёрные люди, бывшие в зависимости от верхушки, несли определённые повинности в пользу своих владельцев [45].
Домашними рабами, исполнявшими наиболее тяжёлую работу, были пленные и купленные холопы, получившие название «ясырей».
Со временем представители этого слоя превращались в крепостных [46], что свидетельствует о постепенном исчезновении рабовладельческого уклада.

Вопрос о причислении высших горских сословий к дворянству Российской Империи был решён довольно своеобразно.
Их представителям разрешалось воспитывать детей в кадетских корпусах, предоставлялись определённые права по службе.
Но причисления их к дворянству все же не произошло, ибо «у горцев не существовало ни княжения, ни землевладения, которые могли бы дать происхождение сословию, подобное нашему дворянству...
Выделение ныне из общей массы мусульман почётных сословий на основании тёмных родовых признаков...
может только 59

[Back]