Проверяемый текст
Ашинова Замира Аскеровна. Основные этапы вхождения адыгских народов в российскую систему местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 99]

Вопрос о причислении высших горских сословий к дворянству Российской империи был реш ён довольно своеобразно.
Их представителям разреш алось воспитывать детей в кадетских корпусах, предоставлялись определённые права по службе.
Но причисления их к дворянству все же не произошло, ибо «у горцев не существовало ни княжения, ни землевладения, которые могли бы дать происхождение сословию, подобное нашему дворянству...
Выделение ныне из общей массы мусульман почётных сословий на основании тёмных родовых признаков...
может только
нарушить сложившийся порядок и повести к нежелательным замешательствам» [47].
Таким образом, адыгские пши, тлекотлеши и деженуго, карачаевские бии и балкарские таубии являлись высшими привилегированными сословиями, сосредоточившими в своих руках суд и расправу, административную и военную власть.
Нормы обычного права закрепляли такое положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения.
Это свидетельствует о том, что самоуправление в горском обществе осуществлялось в рамках локальных территориальных образований, в пределах которых действовали адаты.
Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть.

Пш и со своим уделом, населенным зависимыми от него орками и крестьянами различных степеней и категорий, играл важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья.
Используя свое право наделять подвластных
«орктыном» («дворянский дар»), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовал, а затем и обновлял придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых он и поддерживал свое господство.
Основную массу адыгского населения составляли тфокотли — «свободные общинники».
Будучи неоднородной массой и составляя
99
[стр. 59]

тягот)' жизни и не имеют возможности в облегчении своего состояния приносить кому-либо на своих владельцев жалобы, потому что сии, какого бы сословия они ни были, владеют и пользуются ими совершенно на одних правах» [43].
Таким образом, данная категория была наиболее бесправной из всех социальных слоёв кавказского общества.
Идентичная общественная структура существовала и у других народов региона.
Так, у абазин князья именовались «аха», крупная знать — «амыстаду», мелкая — «амыста».
Свободные крестьяне назывались «аравы», крепостные — «лып>, рабы — «унавы» [44].
Но последних было немного, они находились в полном подчинении у своих господ, не имели имущества и семьи, жили при доме своего владельца и исполняли все хозяйственные работы.
У ногайцев социальное расслоение общества произошло примерно в XV—XVI вв.
Верхушка в русских источниках называлась «улусные лучшие люди», а свободные именовались «чёрными» людьми.
Во главе каждой орды стоял князь, в вассальной зависимости от которого находились мурзы, возглавлявшие улусы.
Улусные, чёрные люди, бывшие в зависимости от верхушки, несли определённые повинности в пользу своих владельцев [45].
Домашними рабами, исполнявшими наиболее тяжёлую работу, были пленные и купленные холопы, получившие название «ясырей».
Со временем представители этого слоя превращались в крепостных [46], что свидетельствует о постепенном исчезновении рабовладельческого уклада.
Вопрос о причислении высших горских сословий к дворянству Российской Империи был решён довольно своеобразно.
Их представителям разрешалось воспитывать детей в кадетских корпусах, предоставлялись определённые права по службе.
Но причисления их к дворянству все же не произошло, ибо «у горцев не существовало ни княжения, ни землевладения, которые могли бы дать происхождение сословию, подобное нашему дворянству...
Выделение ныне из общей массы мусульман почётных сословий на основании тёмных родовых признаков...
может только
59

[стр.,60]

нарушить сложившийся порядок и повести к нежелательным замешательствам» [47].
Таким образом, адыгские пши, тлекотлеши и деженуго, карачаевские бии и балкарские таубии являлись высшими привилегированными сословиями, сосредоточившими в своих руках суд и расправу, административную и военную власть.
Нормы обычного права закрепляли такое положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения.
Это свидетельствует о том, что самоуправление в горском обществе осуществлялось в рамках локальных территориальных образований, в пределах которых действовали адаты.
Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть.
Пши со своим уделом, населенным зависимыми от него орками и крестьянами различных степеней и категорий, играл важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья.
Используя свое право наделять подвластных «орктыном» («дворянский дар»), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовал, а затем и обновлял придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых он и поддерживал свое господство.
Основную массу адыгского населения составляли тфокотли «свободные общинники».
Будучи неоднородной массой и составляя
переходный класс, они переживали процесс дифференциации.
В то время как незначительная часть их пробивалась в дворянское сословие, подавляющее большинство оставалось источником для пополнения зависимых категорий.
В противостоянии с родовой знатью адыгские крестьяне использовали общину, основой экономической независимости которой являлась ее собственность на пахотные и частично на непахотные земли.
Поскольку общее развитие адыгского общества проходило по линии усиления претензий знати на эти земли и закрепощения свободных 60

[стр.,146]

случае злоупотребления ими своими правами свободный адыг мог уйти под покровительство другого владельца.
К высшему привилегированному сословию у адыгов относились пши, тлекотлеши и дежену го.
Нормы обычного права закрепляли их положение, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и определяя обязанности зависимого населения.
Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть.

Со своими уделами, населенными зависимыми от них орками и крестьянами различных степеней и категорий, они играли важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья.
Используя свое право наделять подвластных
людей «орктыном» («дворянский дар»), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовали, а затем и обновляли придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых они и поддерживали свое господство.
Основную же массу адыгского населения составляли тфокотли «свободные общинники».
Будучи неоднородной массой и составляя
переходный класс, они переживали процесс дифференциации.
В то время как незначительная их часть пробивалась в дворянское сословие, подавляющее большинство оставалось источником для пополнения зависимых категорий.
В противостоянии с родовой знатью адыгские крестьяне использовали общину, основой экономической независимости которой являлась ее собственность на пахотные и частично на непахотные земли.
Поскольку общее развитие адыгского общества проходило по линии усиления претензий знати на эти земли и закрепощения свободных общинников-тфокотлей, крестьянская община, естественно, становилась органом, противостоявшим их стремлениям распространять свое влияние на общинные права и земли.
Поэтому у адыгов, как и у многих других народов Северного Кавказа, община в рассматриваемое время оказалась в руках трудового крестьянства тем оружием, которое давало им локальную сплоченность и средства к 146

[Back]