1. Формировать нравственные качества путем приобщения младшего школьника к хореографическому искусству, через комплексную систему занятий (ритмика, классический, народный, современный танец, а также изучение вопросов сопутствующих предметов этики, эстетики и т.д.). 2. Развивать духовно нравственный и музыкально хореографический потенциал, знакомя с мировой художественной культурой. 3. Определять основы духовно-нравственного человеческого начала, формируя потребность в осознанном здоровом образе жизни. 4. Способствовать формированию творческой активности, способствующей созданию уверенности в свои силы. В связи с целью и задачами рассмотрим типы, формы и методы воспитательнообразовательной деятельности. Основной формой по программе обучения является lpynnoBoe занятие. Выбор данной формы обусловлен тем, что работа с группой младших школьников помогает педагогу-хореографу одновременно обучать большое количество детей, в то же время выделять и сравнивать качественные преобразования двигательной, мыслительной, творческой активности детей, дифференцируя способы подачи и объяснения изучаемого материала, а также видеть и прогнозировать систему межличностных отношений в коллективе. Типы уроков-занятий по хореографии могут быть самыми разнообразными. «Урок сказка!». На основе выбранной сказки подбирается музыкальный материал, строятся логические переходы из чистоговорок, пословиц или понятий из сказки к танцевальным и живописным образам. Либо это драматизация сказки. Содержание сказки раскрывается сразу в «четырех измерениях»: вербальном, музыкальном, танцевальном и живописном. Это позволяет не только наглядно представить информацию в действии, что соответствует наглядно-действенному мышлению, характерному для данного возраста, но и позволяет сочетать элементы различных видов искусств. Мир и персонажи, которые их населяют, имеют свой голос, свою пластику, свой характер они целостны и зрелищны, а образная хореография обладает средствами для передачи этой целостности. «Смотр конкурс» проводится на основе детской импровизации по стихосложению, танцевальным комбинациям на незнакомую музыку. 103 |
творческого начала, внутренней духовной гармонии и физическому совершенствованию, способствующих приобретению навыков успешности в реализации жизненных планов. В соответствии с целью программы мы считаем необходимым решение следующих задач: 1. Способствовать формированию эстетического вкуса путем приобщения ребенка к хореографическому искусству, через комплексную систему занятий (классический, народный, современный ганец, а также изучение вопросов сопутствующих хореографии предметов этики, эстетики, физиологии, косметологии, гигиены и т. д.). 2. Развивать музыкально-хореографический (по средствам изучения танцевальных движений, комбинаций и т. д.) и духовнонравственный потенциал ребенка, знакомя с мировой художественной культурой. 3. Определять и пояснять основы духовно-нравственного человеческого начала, формируя потребность в осознанном здоровом образе жизни. 4. Способствовать формированию творческой активности, способствующей созданию уверенности в свои силы. Содержание занятий по программе “ Жемчужина” предусматривает постепенно усложняющееся изучение хореографии (ритмика, классический танец, народный танец, современная хореография). Ритмика, рассматривается как один из наиболее ранних видов музыкально-хореографической деятельности в жизни ребенка (Э. ЖакДалькроз, Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, В.Е. Яновская), в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основой является музыка, а разнообразные движения, упражнения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания, следовательно, на данном этапе обучения, музыке отводится ведущая роль, движениювторичная. 7 7 Основной формой обучения по нашей программе явилось групповое занятие. Выбор данной формы обусловлен тем, что работа с группой занимающихся помогает педагогу одновременно обучать большое количество детей, в то же время выделять и сравнивать качественные преобразования двигательной, мыслительной, творческой активности детей, дифференцируя способы подачи и объяснения изучаемого материала, а так же видеть и прогнозировать систему межличностных отношений в коллективе. (Так, при изучении танцевальных комбинаций “веревочки”, с группой 12 детей двое Катя С. и Света Р. испытывали затруднения при запоминании, в то время когда Наташа М., повторяла движения за педагогом с первого показа, и в перерыве между занятиями старалась закрепить с девочками полученные знания.) Учитывая синтетичность хореографического искусства, которая выражается в непосредственной его взаимосвязи с музыкой, значительное время на занятии мы уделяли изучению музыкального материала танца. Дети рассуждали о способности музыки создавать определенное эмоциональное состояние, даже, по словам Даши А., менять настроение слушателя. Из высказываний занимающихся (“ это очень интересная музыка”, «под такую музыку хочется танцевать”, “ а мне хочется придумать сказку”), следует, что, подбирая музыкальный материал для обучения, педагогу необходимо учитывать способность данного фактора заставлять детей переживать, а соответственно мыслить, что в свою очередь способствует активизации процесса познания, служит мотивацией к деятельности. Эмоциональное восприятие мира, по Д.И. Фельдштейну, свойственно природе ребенка (195). При проведении занятий, мы создавали условия для осмысленного понимания детьми, что “ жизнь в танце и танец в жизни” неразрывно связаны между собой. Разъясняли, что каждое танцевальное движение имеет определенную историю и несет свой значимый смысл ( так, открытые руки в 89 |