характерного танца родилась в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые дальше от нее. Основной стилистически]'! признак характерного танца сближение его с конкретной действительностью, с плясовым народным творчеством, а технический признак в большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов. В основу содержания занятия по народному танцу положены исследования Т.А.Барышниковой, где обучение начинается с освоения простейших элементов характерного танца: позиции ног (1,1 обратная; 2,2 параллельная и обратная; 3, 4, 4, параллельная; 5,6 позиции), положения подъема голеностопа ноги (вытянутый, сокращенный, свободный, скошенный), позиции рук, движения кисти (разогнутая, приподнятая, прямая, опущенная, сброшенная), русский шаг, ходьба на полупальцах (хороводный шаг), припадания и т.д. Освоение экзерсиса у палки и на середине, осуществляется по следующей системе: полуприседания и приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, каблучные упражнения, упражнения на выстукивания, вращательные движения, круговые вращения ног, маленькие броски, упражнения на развитие пластики н мягкости, упражнения с ненапряженной стопой, подготовка к «всрсвочкс», низкие и высокие развороты, большие батманы, элементы национальных танцев (веревочки, притопы, «ключи», голубцы). На середине, также изучаются комбинации с постепенным усложнением, различные вращения, на месте и ио диагонали, изучаются и отрабатываются «трюки». В содержание изучаемого репертуара включены русские, белорусские, украинские, молдавские, цыганские, испанские, распределенные по годам обучения, возрастающей степени сложности исполнения. При разучивании народного танца педагог-хореограф ведет с детьми беседы о стиле и характере движений народного танца, связывая их с особенностями жизни, быта, истории данной национальности, тем самым, подчёркивая воспитание в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Разумеется, сведения, сообщаемые детям, должны быть согласованы с их общим развитием и знаниями, которыми обладают учащиеся данного класса. Дети знакомятся также с музыкой и песнями народа, танец которого они изучают, с национальными костюмами и 108 |
опыта, ближе знакомит детей с народным творчеством, отмечают в своих исследованиях IO.A. Бахрушин, A.A. Борзов, К.Я. Голейзовский. Вместе с тем, содержание занятий но народному танцу, по мнению исследователей в области характерного или народно-сценического танца И.А. Моисеева, A.B. Ширяева, в современном сценическом виде во многом связано с изучением классического танца. Так как часть упражнений характерного танца родилась в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Эго, как пишет Т. А. Барышникова, совершенно естественный процесс, гак как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца (20). Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые дальше от нее. Основной стилистический признак характерного танцасближение его с конкретной действительностью, с плясовым народным творчеством, а технических признакв большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т. п. В основу содержания занятий по народному танцу положены исследования Т.А. Барышниковой, где обучение начинается с освоения простейших элементов характерного танца: позиции ног (1,1 обратная; 2, 2 параллельная и обратная; 3, 4, 4 параллельная; 5, 6 позиции), положения подъема голеностопа ноги (вытянутый, сокращенный, свободный, скошенный), позиции рук, движения кисти (разогнутая, приподнятая, прямая, опущенная, сброшенная), русский шаг, ходьба на полупальцах (хороводный шаг), припадания и т. д. Освоение экзерсиса у станка и на середине, осуществляется по следующей системе: полуприседания и приседания, упражнения на различие подвижности стопы, каблучные упражнения, упражнения на выстукивания, вращательные движения, круговращения ног, маленькие броски, упражнения на развитие пластики и мягкости, упражнения с ненапряженной стопой, подготовка к “ веревочке”, низкие и высокие развороты, большие батманы, 81 элементы национальных танцев (ковырялочки, веревочки, притопы, “ключи”, голубцы). На середине, так же изучаются комбинации с постепенным усложнением, различные верчения, на месте и по диагонали, изучаются и отрабггтываются “ трюки”. 13 содержание изучаемого репертуара включены русские, белорусские, украинские, молдавские, цыганские, испанские, латиноамериканские танцы, распределенные по годам обучения по возрастающей степени сложности исполнения. Так, на первом году обучения предполагается постановка тайцев: “Подружки» (русская народная мелодия), “ Казачок» (музыка А. Дорогомыжского), “ Сиртаки» (музыка М. Теодоракиса), “Полкис” (финская полька), “ Мазурка” (музыка В. Ребикова) и т. д. Ыа втором году обучения: “ Шуточный русский танец” (музыка К.Листова), “Сударушка» (музыка Т. Морозовой), “ Русский лирический” (музыка Б.Карамышева). На третьем году обучения: “ Тройка» (русская народная мелодия в обработке Р.Равина), “ Менуэт» (музыка Л.Боккерини), “ Красный сарафан» (музыка А.Варламова), “ Цыганский этюд» (музыка в исполнении Ф.Гойи), “ Испанский танец” (музыка народная) и т. д. Содержание занятий по современной хореографии, разработано на основе исследований Ю.В. Никитина (133). Система замятий основана на пластике человеческого тела, и предусматривает комплекс упражнений на растягивание и расслабление, включая элементы партерной гимнастики: упражнения для улучшения гибкости шеи, эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов, упражнения для улучшения подвижности позвоночника, тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра, упражнения для улучшения подвижности коленных суставов, голеностопа и 8 2 |