подготовки артистов балета обучение детей начинается с 5летнего возраста, когда костно мышечный аппарат ребенка находится в стадии развития и, соответственно, процесс формирования гибкости позвоночника, суставов, развития эластичности мышц и тренировки силы является наиболее эффективным. Таким образом, проведенный анализ трудов ученых и специалистов в обласш философии, педагогики, эстетики, культурологи, хореографии, психологии, физиологии определил эффективность нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией и дает основание сделать следующие выводы: 1. История идей нравственного воспитания средствами хореографии насчитывает много столетий. В ходе исторического развития общества отношение к танцу как средству воспитания трансформировалось, и основанная на гармонии души и грации тела хореография всегда была актуальна. 2. Искусство хореографии с другими видами искусств объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многогранности внутреннего мира ребенка. 3. Занятия хореографией являются эффективным сродством для формирования личности младшего школьника в комплексе с изучением сопутствующих предметов (ритмика, классический танец, народный танец, современная хореография), так как сочетают в себе гармоничное духовное, интеллектуальное развитие, укрепление физического здоровья, развитие красоты внутреннего содержания с красотой и совершенством формы человеческого тела. Очевидна реальная творческая, художественная и познавательная ценность данной программы, так как благодаря разработанному содержанию у младших школьников развиваются нравственные качества, ближе знакомится с мировой художественной культурой. 2.3. Критерии оценки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии в авторской экспериментальной программе Исследование и анализ сущности понятия нравственного воспитания 114 |
1.4. Критерии оценки эффективности эстетического воспитания в процессе занятий хореографией. Эстетическое воспитание в хореографии непосредственно связанно с воспитанием культуры и техники исполнения хореографических движений и выполнением определенных хореографических комбинаций. В связи с чем, нам представляется актуальным особо рассмотреть механизм развития моторики ребенка в данном виде деятельности. Как показывают психологические исследования двигательные функции составляют основу жизнедеятельности человека. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервномышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. В связи с чем, для профессиональной подготовки артистов балета обучение детей начинается с 5-летиего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка находится в стадии развития и, соответственно, процесс формирования гибкости позвоночника, суставов, развития эластичности мышц и тренировки силы является наиболее эффективным. Занятия хореографией в дополнительном образовании не предполагают профессиональную подготовку детей, поэтому обучение данному виду деятельности может осуществляться практически в любом возрасте. Главным требованием к обучающимся является в первую очередь желание, подкрепленное осознанным выбором и трудолюбием. Для проведения исследования мы определили возраст детей (9-12 лет). Специфика занятий хореографией в данном возрасте обусловлена пониманием самостоятельного выбора вида досуговой деятельности (детям нравится выступать на сцене, принимать участие в концертных программах; нравится двигаться под музыку, особенно, если занятие сопровождает аккомпанемент фортепиано или баяна). Они понимают значение танца в жизни людей (что облегчает восприятие теоретического материала), 5 2 Испытывает затруднения в описании увиденного, с трудом формулирует выражение своего отношения к чему-либо. Хореографические движения запоминает с трудом, показывает низкий технический уровень исполнения танцевальных композиций из-за рассеянности внимания, неумения сконцентрироваться на главном. Проведенный анализ трудов ученых и специалистов в области философии, эстетики, культурологии, хореографии, педагогики, психологии, физиологии дает основание сделать следующие выводы из главы первой нашего исследования: 1. История идей эстетического воспитания средствами хореографии насчитывает много столетий. В ходе исторического развития общества отношение к танцу, как средству воспитания трансформировалось и видоизменялся, но несмотря ни на что, потребность в красоте человека, основанная на гармонии души и грации тела всегда была актуальна. 2. Искусство хореографии с другими видами искусств и художественноэстетической деятельностью людей объединяет задача отражения жизни, раскрытия богатства и многогранности внутреннего мира человека, так как “ танец в жизни и жизнь в танце неразрывно связаны”; 3. Занятия хореографией являются эффективным средством для формирования личности ребенка в комплексе с изучением сопутствующих предметов (этики, эстетики, физиологии, гигиены, косметологии), так как сочетают в себе гармоничное духовное, интеллектуальное развитие, укрепление физического здоровья, развитие красоты внутреннего содержания с красотой и совершенством формы человеческого тела. 4. Учреждения системы дополнительного образования являются наиболее благоприятным местом для занятий с детьми хореографией, так как располагают специальными педагогическими кадрами и материальнотехническим оснащением. 5.Критериями оценки эффективности эстетического воспитания являются: 6 2 |