представляет значительный интерес и для совершенствования хореографической деятельности педагога младших школьников по организации целенаправленного воспитания нравственных качеств личности. Решение проблемы измерения качественных и количественных изменений, происходящих в процессе формирования нравственных качеств личности младшего школьника, тесно связано с определением критериев и уровней ее нравственной воспитанности. Следует признать, что в педагогической науке велись поиски показателей нравственного воспитания школьников в различных направлениях. В данном исследовании рассматриваем критерий как «признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [80,76], а уровень как «степень величины, развития, значимости чего-нибудь» [80,77]. Одна из важнейших задач педагога-хореографа подметить и суметь развить индивидуальные данные своих учеников. К сожалению, у многих младших школьников отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание, возникают «заторможенность», страх, или наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия «зажатостп», обучения чувствованию и развития художественного воображения ото путь через игру, фантазирование, импровизацию. Занятия хореографией в системе образования не предполагают профессиональную подготовку детей, поэтому обучение данному виду деятельности может осуществляться в любом возрасте. Главным требованием к младшим школьникам является, в. первую очередь, желание, подкрепленное осознанием, выбором н трудолюбием. Для проведения исследования мы определили возраст детей 6-9 лет. Специфика занятий хореографией в данном возрасте обусловлена пониманием самостоятельного выбора вида досуговой деятельности (детям нравится выступать на сцене, принимать участие в концертных программах, нравится двигаться под музыку). Они понимают значение танца в жизни людей (что облегчает восприятие теоретического материала), интеллектуально более зрелые (в сравнении с 5летними детьми), готовы к восприятию средств художественной выразительности в 115 |
1.4. Критерии оценки эффективности эстетического воспитания в процессе занятий хореографией. Эстетическое воспитание в хореографии непосредственно связанно с воспитанием культуры и техники исполнения хореографических движений и выполнением определенных хореографических комбинаций. В связи с чем, нам представляется актуальным особо рассмотреть механизм развития моторики ребенка в данном виде деятельности. Как показывают психологические исследования двигательные функции составляют основу жизнедеятельности человека. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервномышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. В связи с чем, для профессиональной подготовки артистов балета обучение детей начинается с 5-летиего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка находится в стадии развития и, соответственно, процесс формирования гибкости позвоночника, суставов, развития эластичности мышц и тренировки силы является наиболее эффективным. Занятия хореографией в дополнительном образовании не предполагают профессиональную подготовку детей, поэтому обучение данному виду деятельности может осуществляться практически в любом возрасте. Главным требованием к обучающимся является в первую очередь желание, подкрепленное осознанным выбором и трудолюбием. Для проведения исследования мы определили возраст детей (9-12 лет). Специфика занятий хореографией в данном возрасте обусловлена пониманием самостоятельного выбора вида досуговой деятельности (детям нравится выступать на сцене, принимать участие в концертных программах; нравится двигаться под музыку, особенно, если занятие сопровождает аккомпанемент фортепиано или баяна). Они понимают значение танца в жизни людей (что облегчает восприятие теоретического материала), 5 2 интеллектуально более зрелые (в сравнении с 5летними детьми), готовы к восприятию средств художественной выразительности в танце ( мимики, пантомимики, комбинированных движений). Освоение движений ребенком при занятии хореографией осуществляется под непосредственным влиянием педагога, так как особенностью овладения данным видом деятельности является повторение и воспроизведение учеником увиденного движения (рук, ног, поворота головы, наклона корпуса и т. д.), технического приема или комбинации, когда педагог показывавает и объясняет, а ребенок повторяет. Сталкиваясь с выполнением определенного движения, отмечает в своих исследованиях Т. С. Комарова, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не всегда может раскрыть специфику исполнения увиденного, отсюда мы видим особую необходимость развивать восприятие и представление ребенка. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение координацией движения, ухмение ориентироваться в пространстве, что развивается в процессе систематического обучения, тренировки и постоянных упражнений. Здесь необходимо выделить развитие таких качеств личности как внимание, упорство, требовательность к себе, развитие логического мышления. Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к хмоторике ребенка, принуждает его овладевать новыми исполнительскими навыками и умениями (например, дети на первом году обучения при занятиях у станка изучают батман “тандю”, где требуется от ребенка максимальное внимание для усвоения исполнительского мастерства данного движения; на втором году этот же “ батман тандю” изучается в комбинации на середине с “ плее” и поворотами корпуса: назад, вперед, по диагонали здесь уже помшмо грамотного технического выполнения “ батмана тандю” и “ плее” необходимо умение ориентироваться в 53 |